МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


РИТМ-СОЛО "ЧЕРНИГОВ"

Электрогитара ЧЕРНИГОВ

Одна из самых загадочных отечественных электрогитар, обнаружить порт приписки которой не удавалось очень долго. Однако, в 2011 году было доподлинно установлено, что это изделие Черниговской фабрики музыкальных инструментов им. П.П. Постышева, производившееся ориентировочно с 1971 года.
Многие элементы конструкции инструмента поражают своей необычностью. Первое, что бросается в глаза – необычная "однорогая" форма деки из мебельного щита на основе сосны, причём два слоя дерева склеены в нём не в стык, а сэндвичем. Гриф из трёх кусков бука (не имеющий анкера, но в силу достаточной толщины не склонный к прогибу) крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через каплеобразный металлический некплейт, при этом один из шурупов ввинчивается в пятку. Металлическая пластина с тыльной стороны прикрывает врезанную (как у ЭЛЬТЫ) в перо грифа планку с колками от акустики. Форма головы сама по себе удивительна и имеет определённое сходство с головой грифа электрофонической гитары ТУРИСТ. Накладка из тёмного граба (часто ошибочно принимаемого за венге) на данном экземпляре покрашена в чёрный цвет и имеет разметку ладов точками с, опять же, не совсем традиционным размещением (похожее смещение дотов было у гитар Одесской фабрики). Верхний порожек в оригинале деревянный, служащий направляющей для нулевого лада. Корпус инструмента покрыт полиэфиром, а гриф - нитроэмалью.
Гитара выпускалась в двух вариантах – с тремоло и без. В данном случае мы рассмотрим вариант с машинкой вариант с машинкой. Снова Bigsby-производная, но на сей раз довольно удачная (поскольку явно апеллирует к JOLANA'вскому. Незакреплённый на корпусе бридж состоит из двух деревянных половин (в верхнюю из которых врезан пластмассовый порожек), и позволяет отстраивать общую высоту и мензуру струн. Антабки на немецкий манер представляют собой вкрученные в корпус металлические винты со сферическими шляпками в отверстия которых продеты проволочные петли для цепляния карабинов.
Основу темброблока составляет массивная плита из четырёхмиллиметровой хромированной латуни, закреплённая в качестве пикгарда на котором смонтирована схема, состоящая из двух датчиков ЗС-1, ставившихся также на Львовские полуакустики, варитон с ручкой как на ЭЛЬТЕ и регуляторы громкости и тембра. Распайка – очередной советский клон MUSIMA'вского Record'а. Помимо такой вот, закованной в броню версии, отдельные партии ЧЕРНИГОВА комплектовались готовыми темброблоками, смонтированными на пластиковых пикгардах Винницким заводом при ЦКБИТ, поставлявшем темброблоки также для Борисовской фабрики музыкальных инструментов, и управляемыми четырьмя клавишными выключателями.
В целом ЧЕРНИГОВ представляет собой весьма любопытный инструмент с классической мензурой 650 мм, довольно увесистый, и очень любопытный по звуку – возможно не в последнюю очередь за счёт обилия железа, которое тоже по-своему резонирует. Такой классический рыкающий саунд, очень славно звучащий на перегрузе - не нынешняя альтернатива, конечно, но для олдскульного харда или блюз-рока – само то.

Данный экземпляр (серийный номер 967, тремоло номер 23), приехавший в МУZЕУМ из Киева, был восстановлен в 2009 году мастерами Романом ТОРГОВЫМ и Павлом ШУПИКОМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ