МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АККОРД Бас

Басс-гитара АККОРД

Ленинградский завод бытового обслуживания АККОРД, помимо своей профильной деятельности по "оказанию услуг по настройке, ремонту, реставрации и изготовления музыкальных инструментов населению и организациям культуры и образования в городе Ленинграде", занимался в начале 70-х выпуском электрогитар, не поступавшими в розничную торговлю, а распределявшихся по заявкам учреждений культуры и эстрадных оркестров. Данная полуакустическая басс-гитара, выпускавшаяся в период с 1972 по 1975 годы, является частью славного семейства этих "полудековых" инструментов.
Корпус басса состоит из двух усиленных мощными еловыми пружинами дек из берёзовой фанеры, и широкой обечайки, прозаически выпиленной из цельного елового блока (из его остатков мастера АККОРДА наловчились делать обечайки для небольших полуакустических виолинообразных инструментов). Вклеенный гриф изготовлен из двух кленовых брусков, разделённых узкой прослойкой бука. Накладка, выкрашенная в чёрный цвет, также выполнена из клёна и маркирована пластиковыми точками. Верхний порожек, по немецкой традиции трёхслойный, является направляющей гребёнкой для неизбывного нулевого лада. На вклеенной под углом голове грифа установлены распиленные планки колков от четырёхструнной домры с могучими пластмассовыми лопастями и латунными втулками. Инструмент выкрашен в тёмный одноцветный бёрст, вся обечайка по периметру оклеена полосой чёрного целлулоида, обе деки украшены трёхслойным кантом, а гриф и эфы - однослойным.
Струнодержатель - джаззовая трапеция, напоминающая ставившиеся на болгарские ОРФЕИ. Бридж - незакреплённый на корпусе, состоящий из двух профилированных буковых брусков, разделённых массивными латунными колёсами, позволяющими регулировать общую высоту струн, а мензура каждой струны в отдельности настраивается с помощью сёдел из обрезков ладовой проволоки, переставляемых в параллельных пропилах в верхней части бриджа. Антабки представляют собой выточенные из латуни петельки под карабины (всю фурнитуру, за исключением колковой механики, АККОРД производил самостоятельно).
Схема басса включает в себя два привинченных к деке сингла во фрезерованных из брусков алюминия корпусах, неочевидного темброблока с металлическими ручками (верхний потенциометр регулирует уровень подмешивания сигнала некового датчика к сигналу бриджевого, регулируемого средней ручкой, нижняя - мастер-громкость) и разъёма СГ-5 на обечайке (на ранних экземплярах устанавливались латунные втулки под радиовилку).
Данные бассы (и их однорогие соплеменники) прекрасно подходят по звуку для аутентичного воспроизведения саунда той давно минувшей эпохи, который, невзирая на всю его бесхитростность и примитивность, никакими эквалайзерами невозможно вытянуть из из современных инструментов - на ниве винтажного бита, рок-н-ролла, эстрады, гаражного рока и музыки к советским кинофильмам им нет равных. С другой стороны, эргономичность этих ископаемых вызывает определённые сомнения, мензура в 790 мм не всем привычна, а выхлоп датчиков откровенно слаб.

Данный экспонат, произведённый ориентировочно в 1974 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Питерским мастером Павлом ШУПИКОМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ