МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АККОРД Соло

Электрогитара АККОРД Соло

Любопытный инструмент, выпускавшийся небольшой серией по индивидуальным заказам филармоний и оркестров Ленинградским заводом бытового обслуживания АККОРД в период с 1972 по 1975 годы. По сути - одна из дебютных попыток отечественных мастеров на ниве электрогитаростроения. В силу того, что технологии производства этих инструментов в СССР ещё не существовали, все образцы изготавливались мастерами вручную, что во многом объясняет, почему они столь рознятся между собой.
Как и у родного брата, басса "Скрипка", корпус, формой очень отдалённо напоминающий классическую GIBSON ES-335, состоит из двух дек, отформованных из берёзовой фанеры, усиленной одиночными продольными еловыми пружинами, и обечайки, вырезанной по контуру из елового блока (для раскачки такой солидной конструкции необходимы струны калибра не ниже 0.12). По всему периметру обечайка оклеена полосой из толстого чёрного целлулоида. Вклеенный безанкерный гриф из двух кусков клёна и узкой буковой вставки имеет крашенную в чёрный цвет кленовую накладку, маркированную белыми дотами, и снабжён трёхцветным (на немецкий манер) порожком (при этом струны расположены довольно близко друг к другу). На вклееной под углом голове установлены раздельные колки на две стороны, довольно грубо нарезанные из колковых планок от народных инструментов. Колки имеют расклёпанные в шестернях валы, что объективно снижает возможность их восстановления, и снабжены небольшими аккуратными втулками, выточенными на токарном станке. Корпус и гриф выкрашены "методом аэрографии" в санбёрст, при этом гриф и эфы украшены однослойным кантом, а обе деки - трёхслойным (более поздние экземпляры этой модели имеют однослойную окантовку корпуса).
Тремоло-машинка, установленная на гитаре, является копией немецкой вариации вибрато FENDER Jaguar, которая ставилась на ранние MUSIMA Eterna и прочие MIGMA, MARMA и PERL GOLD. Модификация РИТМ отличается от рассматриваемой обычным джаззовым зацепом-трапецией. Помимо этих двух инструментов, в комплект "полудек" входил аналогичный БАС, как правило - с одним вырезом. Незакреплённый на деке деревянный бридж, напоминающий те, что ставились на гитары JOLANA, позволяет регулировать общую высоту струн и выставлять мензуру каждой струны в отдельности путём переставления обрезков ладовой проволоки в пазах верхней плашки (безо всяких изменений бридж был унаследован у предшествовавших "полудекам" АККОРД'ов-"досок"). Антабки - петли под карабины, как на немецких гитарах.
Электрическая схема состоит из двух намертво привинченных к верхней деке синглов в корпусах, выфрезерованных из цельных кусков алюминия (помимо таких датчиков могли устанавливаться аналогичные по форме, но с корпусами, изготовленными из пластмассы или штампованными), темброблока и вынесенных на обечайку латунных втулок под радиорозетку, служившую в то время стандартом для подключения звуковой аппаратуры. Структура органов управления темброблоком неочевидна: нижний потенциометр отвечает за баланс между нековым и бриджевым датчиками, средний - уровень бриджевого звукоснимателя, верхний - мастер-громкость.
В принципе, если не считать за недостаток маловатый по нынешним меркам выхлоп звукоснимателей, не самые лучшие колки, грандиозные размеры (110х43 см при мензуре 650 мм) инструмента и не идеальный баланс, АККОРД Соло - одна из самых удачных отечественных электрогитар. По звуку уж точно. Естественно, речь идёт об использовании инструмента в стилях, современных ему - бит, рок-н-ролл, джазз и эстрадные номера звучат аутентично и добротно. Лёгкий перегруз, в принципе, вполне доступен, но с увеличением гейна теряется читаемость и начинаются проблемы с фидбэком. Впрочем, терпкий аромат той ушедшей эпохи гитара передаёт стопроцентно, и безумно жаль, что в памяти потомков Ленинградские лютнеры остались как творцы пластмассового воинства МАРИЙ.

Данный экспонат 1973 года выпуска, чудом сохранившийся в почти нетронутом состоянии, приехал в МУZЕУМ из Первопрестольной в 2012 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ