Пожалуй, вкупе с аналогичной шестистрункой,
этот басс является вероятным претендентом на звание одной из первых Советских серийных электрогитар с цельным
корпусом - если исключить
гавайскую гитару Московской
экспериментальной фабрики. Эти гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском
заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO,
довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно
узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно
небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются - собственно, дальнейшее
описание в основном составлено по воспоминаниям очевидцев, а заглавное фото является фотороботом, сделанным
на основе экземпляра, выглядящего ныне таким вот плачевным образом.
Корпус изготовлен из брусков ели или сосны, покрытых берёзовой фанерой, и является универсальным и для басса,
и для гитары. Обе деки и голова грифа украшены толстым трёхслойным кантом, а обечайки
оклеены по всему периметру чёрным целлулоидом. Вклеенный гриф не имеет анкера, поскольку представляет собой
переклей шести-семи буковых брусков. Накладка грифа тоже буковая, крашенная в чёрный цвет и не имеющая
разметки: лады маркированы только точками на ребре грифа. Колки использованы неразборные, от народных щипковых
музыкальных инструментов. И корпус, и гриф выкрашены в красивый тобачный бёрст.
Струнодержатель представляет собой гребёнку, прикрытую декоративным металлическим кожухом. Деревянный бридж
оригинальной конструкции, перекочевавший, напоминающий ставившиеся на гитары
JOLANA, не закреплён на корпусе и имеет возможность подстройки высоты струн и выставления мензуру при помощи
переставляемых в пазах обрезков ладовой проволоки. Антабки - кольца под карабины, как на
немецких гитарах.
Два уникальных датчика в корпусах, выфрезерованных из алюминия, намертво привинчены к деке.
Cмонтированная на пластмассовом пикгарде схема повторяет
JazzBass:
две сепаратные громкости и общий тон. Выходной разъём с двумя отверстиями - под обычную сетевую вилку -
расположен достаточно неудачно - на нижнем ребре деки, что возможно повлияло на конструкторов
Ростовской ТОНИКИ
(собственно, использованием в аудиоаппаратуре подобных разъёмов, вполне сопрягаемых с вилками шнуров обычных
электроприборов, и продиктованы предупредительные надписи в паспортах отечественных электрогитар «В осветительную
сеть НЕ ВКЛЮЧАТЬ!», столь веселящие нынешние поколения гитаристов. В то время, однако, подобные небезопасные
«эксперименты» были вполне вероятными).
С точки зрения эргономики этот короткомензурный (790 мм) инструмент вполне удачный - лёгкий, сбалансированный, с нешироким удобным грифом. Звуковые
же характеристики, в силу понятных причин оценить не представляется возможным, хотя по воспоминаниям очевидцев
АККОРДы, в целом, были весьма добротными гитарами.
Мощи данного экземпляра, побывавшие в моих руках в 2010 году, в настоящее время хранятся в крупнейшей коллекции
советских электрогитар в Москве.
|