МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АДМИРАЛ "Бас"

АДМИРАЛ Бас

В далёком олимпийском 1980 году мастер Александр Алексеевич КРАСНОЩЁКОВ, трудившийся в экспериментальном цехе Ленинградской фабрики музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского разработал комплект электрогитар, вполне во флотских традициях города названный АДМИРАЛ. В комплект входили три инструмента – "Соло, "Ритм" и "Бас", имевших соотвествующее количество струн – 6, 12, 4. На фоне продукции прочих музыкальных предприятий СССР данные изделия, безусловно, были заметно ближе по ТТХ к заокеанским прототипам, но для плановой экономики трудозатраты на производство столь сложных кунштюков оказались неприемлемыми и дальше двух выставочных комплектов дело не пошло. А жаль.
Унифицированная для всех трёх инструментов форма ясеневой деки по словам мастера навеяна IBANEZ Сimar 2075, однако если не знать об этом, то простор для ассоциаций становится крайне широким. Кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт. Лакированная кленовая накладка размечена нарисованными чёрными дотами, продублированными точками на ребре. Колковая механика стандартная для всех советских басс-гитар того периода – неубиваемая классика от Алапаевского металлообрабатывающего завода (при должном уходе и смазке данные колки, в принципе, вполне пригодны для использования). Гайка анкера выведена в голову грифа. Верхний приставной порожек изготовлен из белого пластика. Поскольку перо не имеет наклона, для первых двух струн предусмотрен ретейнер.
Солидный бридж-струнодержатель, унаследованный следующим проектом АК АДМИРАЛ, напоминает аналогичный узел, ставившийся на чехословацкие басс-гитары JOLANA Superstar bass: он состоит из массивного основания и раздельных подпружиненных сёдел, позволяющих юстировать высоту и мензуру каждой струны в отдельности (следует, впрочем, отметить, что на дошедших до нас сборочных чертежах, подготовленных в 1982 году для гипотетического запуска комплекта в массовое производство, бридж является инкарнацией наработки уже немецких демократических лютнеров, а струны крепились сквозь корпус). Антабки представляют собой вполне общечеловеческие металлические рюмки – никаких вам "грибков" или "петелек".
Схема инструмента, частично смонтированная на пикгарде из трёхслойного пластика, состоит из двух снабжённых регулируемыми винтами-магнитоводами уникальных split-coil-звукоснимателей в крупных металлических корпусах, трёхпозиционного селектора датчиков (модифицированный вручную двухпозиционный тумблер П2Т), сепаратных линеек громкость-тон, двух микротумблеров переключения коммутации катушек внутри датчиков (последовательно/параллельно) и революционного для соответствующего периода отечественной звукотехники гнезда под джек, установленного через металлическую пластину на торце корпуса. Заметим, что на упоминавшихся выше чертежах вместо двух микротумблеров предполагалось устанавливать один большой трёхпозиционный. Темброблок и селектор звукоснимателей монтировались с тыльной стороны деки в выборках, прикрытых вполне GIBSON'овскими пластмассовыми крышками.
Безусловно, это была первая "полноценная" советская басс-гитара с полной мензурой 860 мм, человеческой схемой и вполне убедительным звуком, пригодным для всей палитры рок-стилей. К недостаткам инструмента (помимо очевидного исчезающе малого тиража) можно отнести некоторый дифферент на голову и узость грифа у пятки: в связи с унификацией посадочного гнезда в деке ширина накладки в этом месте составляет 57 мм.

Данный экспонат, являющийся репликой оригинального инструмента, изготовлен в 2022 году к 70-летниму юбилею А. А. КРАСНОЩЁКОВА петербургским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ