МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АЭЛИТА-2

Электрогитара АЭЛИТА-2

Пришедшее в 1986 году на смену классической отечественной электрогитаре АЭЛИТА изделие Ростовской фабрики музыкальных инструментов РОСТОВ-ДОН, без особых изысков окрещённое создателями АЭЛИТА-2. Пару лет обе модели выпускались параллельно, а затем производство разработанной ещё в 1970-м году первой АЭЛИТЫ было прекращено.
Вопреки расхожему мнению, форма корпуса, изготовленного из ольхово-букового щита, оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой, не была получена простым усекновением ветвистых рогов старшей АЭЛИТЫ - это совершенно самостоятельный дизайн, послуживший основой для запущенной в производство через два года басс-гитары БАС-2. Узел крепления грифа и регулировки анкера скопирован Ростовскими лютнерами с гитары УРАЛ (в своё время позаимствовавшей у АЭЛИТЫ схему): буковый трёхчастный гриф крепится к деке четырьмя шурупами, а регулировочная гайка анкера под вороток выведена в углубление в пятке и, теоретически, доступна через небольшое ревизионное отверстие в кармане деки. На практике же, как и у Свердловского прототипа, без снятия грифа произвести какие-либо манипуляции с анкером, скорее всего, не удастся. Буковая либо берёзовая накладка фанерована шпоном красного дерева и размечена пластиковыми дотами. Вычурная голова грифа, украшенная логотипом фабрики-изготовителя, не имеет наклона, поэтому снабжена аж двумя треугольными ретейнерами, обеспечивающими надёжное прижимание струн к пластиковому направляющему порожку перед нулевым ладом. Колки - стандартные Алапаевские с металлическими втулками, установленные на две стороны (на поздних экземплярах встречаются колки с пластиковыми лопастями). Мензура инструмента - 650 мм.
По сравнению со старшей сестрой, фурнитура гитары не претерпела изменений: то же тремоло по мотивам наработок KLIRA/HOPF/FRAMUS с верхней частью, держащейся лишь за счёт натяжения струн, и тот же комбайн, объединяющий на одном основании пружинный демпфер и бридж с роликовыми сёдлами, позволяющий регулировать при помощи звёздчатых шайб общую высоту струн и юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Антабки - металлические грибки с отверстием под вороток.
Электроника, смонтированная на пикгарде из красного перлоида, также полностью наследует старшей сестре (форма пикгарда, впрочем, не может быть получена обрезкой пикгарда первой АЭЛИТЫ): три регулируемых по высоте сингла Тульского ПО МЕЛОДИЯ в пластиковых корпусах, раздельные регуляторы уровня для каждого датчика, мастер-громкость, установленное на обечайке гнездо СГ-5 и два блока кнопок. Левый блок обеспечивает коммутацию соответствующих датчиков, а правый отвечает за включение обрезных фильтров: верхняя кнопка позволяет выбрать обрез либо ВЧ, либо НЧ некового звукоснимателя, а две оставшиеся, соответственно, больший или меньший обрез НЧ среднего и бриджевого датчиков.
На мой взгляд, суммарно отличия АЭЛИТЫ-2 от предшественницы, сработали скорее в минус: да, за счёт исчезновения рогов, гитара стала легче, но нарушился баланс, новые датчики несколько больше фонят, гнездо на нижней части корпуса по-прежнему не позволяет поставить подключённую гитару к стене, а регулировка анкера заметно усложнилась. Да и общий экстерьер не столь претенциозен и вызывающ. С другой стороны, на фоне основной массы отечественных электрогитар, и АЭЛИТА-2 выглядит достаточно пристойно, а по звучанию вполне приемлема для основной массы музыкальных стилей - от бита и мод-рока, до фанка и блюз-рока. С поправкой на "местный колорит", естественно...

Этот экспонат, выпущенный ориентировочно в 1990 году (серийный номер 101217), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ