МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


СОЛО-РИТМ "Борисовская АЭЛИТА"

Электрогитара РИТМ-СОЛО "Борисовская АЭЛИТА"

На редкость толковое изделие Белорусских лютнеров, выпускавшееся Борисовской фабрикой музыкальных инструментов в период ориентировочно с 1974 по 1982 годы.
Корпус гитары, форм-фактором недвусмысленно отсылающий нас к классической Ростовской АЭЛИТЕ (откуда, собственно, и сленговое название), изготовлен из буково-елового фанерованного блока. Буковый гриф крепится к деке четырьмя шурупами через металлический некплейт, полностью повторяющий формой и размерами некплейты Чехословацких гитар JOLANA, и украшенный выштампованным артиклем "230 БЛ". Гайка анкера под шлицевую отвёртку выведена в голову, прикрыта декоративной металлической крышкой в духе Ростовских инструментов, и нередко бывает залита полиэфиром. Накладка грифа буковая, фанерованная тонким шпоном красного дерева. Разметка ладов - вытянутые пластмассовые овалы. Лады довольно узкие, весьма аккуратно закатанные. Верхний направляющий порожек мог быть изготовлен из дерева (на ранних экземплярах) или из пластмассы. Голова грифа, напоминающая абрисом голову Борисовского же БАС'а, также не имеет наклона и снабжена скобообразным ретейнером. Колки обычные, Алапаевские, раздельные 6х1. Мензура 650 мм. Стандартной расцветкой для этой модели был довольно грубый чёрно-красный бёрст как у ФОРМАНТЫ, но встречаются и такие вот, почти "готичные".
Струнозацеп-тремоло почти один в один скопирован со ставившихся на JOLANA'вскую серию Star, и представляет собой вполне работающий аналог системы, ставившейся на FENDER Jaguar. Незакреплённый на корпусе архаический бридж также позаимствован у Чехословацких гитар: он состоит из двух деревянных частей и позволяет выставлять общую высоту струн и в каких-то пределах юстировать мензуру каждой струны в отдельности при помощи обрезков ладовой проволоки, переставляемых в четырёх параллельных пазах верхней части. Помимо этого, гитара укомплектована небольшими почти плоскими антабками с очень узкой канавкой для ремня.
Электроника, смонтированная на пикгарде из очень красивого тёмно-зелёного искристого пластика, состоит из трёх намертво привинченных Белорусских синглов с условно-регулируемыми винтами-магнитоводами, двух трёхклавишных блоков переключателей, индивидуальных регуляторов уровня звукоснимателей и мастер-громкости. Разъём СГ-5 установлен на ребре корпуса. Схема гитары, в общем, повторяет схему прототипа: левый блок клавиш отвечает за включение соответствующих датчиков, верхняя клавиша правого блока позволяет выбрать обрез НЧ или ВЧ некового звукоснимателя, а две оставшиеся позволяют выбрать больший или меньший обрез НЧ на среднем или бриджевом (при этом бриджевый звукосниматель зарезан настолько, что почти не слышен). Заземление струн не предусмотрено. Помимо Белорусских синглов (ранние версии этих датчиков имеют в окошке глухие вкладки из чёрного кожзаменителя) эта модель могла комплектоваться Львовскими звукоснимателями как на ЭЛЬТЕ или даже Ленинградскими МАГНЕТОНами.
С точки зрения эксплуатации СОЛО-РИТМ неожиданно радует. Невзирая на характерный для Белорусских гитар практически прямоугольный профиль грифа и отсутствие анатомических выборок в корпусе, она вполне удобна с точки зрения эргономики, при этом обладает довольно мощной атакой, достаточно глубоким звуком и каким-никаким сустейном. На мой взгляд, весь характер этого инструмента раскрывается на небольшом перегрузе: он исключительно хорош для чётких ритмовых партий в русле мод-рока, гаражного панка и, как ни странно, для блюз-рока.

Этот экспонат 1981 года выпуска приехал в МУZЕУМ из Киева в состоянии довольно ушатанном, и был восстановлен в 2012 году Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ