МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


АНИ

АНИ

Басс-гитара, выпускавшаяся Ереванской фабрикой музыкальных инструментов ориентировочно с 1973 года и сменённая в 1975 году скрипкообразным цельнокорпусным бассом КРУНК-75. Данный инструмент носит красивое женское имя АНИ (с ударением на последний слог) и, как и все армянские электрогитары, стоит несколько особняком относительно прочих бассов, выпускавшихся в СССР.
Небольшой и довольно тонкий корпус, формой отдалённо напоминающий зеркально отражённый купированный GIBSON Explorer, изготовлен из букового блока, скреплённого берёзовой фанерой. Безанкерный гриф из трёх кусков бука крепится к деке тремя шурупами через овальный металлический некплейт. Плоская буковая накладка маркирована небольшими перлоидными дотами. Верхний направляющий порожек перед нулевым ладом, как на всех Ереванских гитарах склеен из трёх слоёв белого пластика. Форма головы АНИ с течением времени несколько раз менялась - от ранней "приталенной" (как на данной экземпляре), через лопатообразную к ставшей стандартной для всех армянских бассов. На раннем этапе, как и большинство отечественных фабрик, Ереванская в качестве бассовых использовала колки от альтовых домр, и лишь к началу 1974 года были разработаны уникальные колки с серыми или красными прямоугольными лопастями и очень тонкими шейками, имевшими досадную тенденцию к обламыванию. В силу геометрии установки народных колков, струны на каждую их пару наматываются в разном направлении, что вносит известную путаницу при настройке. Втулки выточены вручную и практически не держатся в отверстиях. Корпус и гриф покрыты не очень толстым слоем полиэфирного лака.
Струнодержатель представляет собой простенький трапецеидальный металлический зацеп (сменившийся со временем достаточно эстетичной штампованной "пепельницей"). Незакреплённый на деке металлический бридж состоит из прямоугольного основания с углублениями, в которые входят основания регулировочных винтов, ввинченных в пятигранный опорный брусок. Антабки - выточенные на токарном станке пуговицы, довольно сильно напоминающие ответные части современных strap lock'ов.
Ранние АНИ имели пикгарды из очень красивого жёлтого искристого пластика, затем на смену ему пришло трёхмиллиметровое оргстекло, окрашенное с оборота чёрной краской (на тыльной стороне под звукоснимателями обычно выцарапывалось имя сборщицы). Схема состоит из двух уникальных Ереванских синглов, намертво привинченных к пикгарду, варитона на четыре положения (по часовой стрелке: бридж, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ), мастер-громкости и регулятора обреза НЧ. Заземление струн отсутствует. (На более поздних АНИ использовалась упрощённая схема как на немецких бассах: баланс датчиков и общая громкость.)
С точки зрения использования АНИ по назначению, можно отметить следующие моменты: это довольно лёгкий и эргономичный короткомензурный (800 мм) басс, с нормальным балансом и достаточно удобным грифом (хотя струны стоят очень близко друг к другу). При этом выхлоп датчиков откровенно слаб, а отсутствие заземления струн и разводка схемы неэкранированными проводами приводят к достаточно ощутимому фону. Предсказуемо, что основная часть сигнала лежит в области СЧ, однако, с другой стороны, это делает его достаточно читаемым в миксе. В общем и целом, АНИ можно ограниченно рекомендовать для исполнения почти любой музыки - от эстрадных ретро-номеров до хэви-метал, благо экстерьер позволяет - но, естественно, с учётом всех указанных минусов.

Данный экспонат приехал в МУZЕУ'м из Белгорода в весьма разграбленном состоянии и был восстановлен в 2013 году питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ