МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Луначарский АРКТОП арт. 409

Луначарский АРКТОП

Собственно, официальное название данной модели "Электрогитара полуакустическая". Эти простенькие гитары выпускались Ленинградской фабрикой музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского в самом начале 70-х годов прошлого века, пока в 1974 году на смену им не пришли аналогичные по форме, но изготовленные из "прогрессивного" полистирола АРКТОПы арт. 419.
Корпус традиционной джаззовой формы с одним вырезом изготовлен из фанеры. Верхняя и нижняя дека усилены проходящими почти по центру и нагруженными на еловые клёцы тонкими еловыми пружинами, и имеют f-образные апертуры. Трёхкусковый буковый гриф с очень толстым профилем С не имеет анкера, и крепится к корпусу двумя (на более поздних экземплярах - тремя) шурупами. Колковая механика 2х3 с силуминовыми штоками от обычной акустической гитары установлена вертикально. На данной разновидности, в силу наличия наклона головы грифа, ретейнер-скоба не устанавливался, в отличие от более позднего варианта. Выкрашенная в чёрный цвет накладка не имеет радиуса, разметка ладов - очень крупные белые доты, отсутствует нулевой лад, являвшийся непременным атрибутом пластмассовой версии. Белый пикгард-флажок прикрывает расширение правой эфы, служащее для монтажа схемы.
Незакреплённый на корпусе деревянный бридж, состоящий из двух частей, позволяет при помощи подстроечных колёсиков регулировать высоту струн, однако и в самом нижнем его положении расстояние между струнами и двенадцатым ладом остаётся в районе 10 мм. В качестве порожка используется отрезок ладовой проволоки. Струнодержатель-рамочка, джаззового типа из нержавейки, в более поздней инкарнации превратившийся в штампованный из стального листа прототип МУЗАвского зацепа. Крошечные металлические антабки, имеющие под полукруглой головкой участок квадратного сечения под ключ, не способны гарантировать надёжное крепление ремня.
Схема состоит из двух "белых" Ленинградских синглов, намертво привинченных к деке, темброблока с крупными пластмассовыми ручками, форма которых явно навеяна Чехословацким REZONET'ом, и гнезда СГ-5, вынесенного на обечайку. Структура органов управления, в общем-то, неочевидна: верхняя ручка отвечает за общий тембр, нижняя является мастер-громкостью, а средняя регулирует уровень сигнала некового звукоснимателя, подмешиваемого к навсегда включённому бриджевому - аналогичная схема использовалась в навесных темброблоках для акустических гитар, выпускавшихся оборонным предпиятием МАГНЕТОН. Часть арктопов комплектовалась не пластмассовыми датчиками, а более солидными звукоснимателями в металлических корпусах с закрытым перлоидом окошком, имевшими возможность регулировки высоты относительно струн.
Невзирая на короткую (610 мм) мензуру, это далеко не самая удобная гитара, отсылающая своим звуком в 60-е годы. Пожалуй, наибольший дискомфорт доставляет крайне неудобный гриф, да и общее воплощение явно далеко от идеала. После известной столярной доработки арктоп пригоден для ретро-стилизаций, лёгкого блюза, джазза, но всё равно звучит достаточно глуховато. Использование этого изделия Ленинградских лютнеров с перегрузом - откровенно противопоказано.

Данный экземпляр в настоящее время находится в одном из частных собраний в Москве.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ