Одна из самых навороченных в плане электроники басс-гитар, производившихся в СССР. Данное изделие Борисовской
фабрики музыкальных инструментов выпускалось ориентировочно с 1989 года до самого закрытия предприятия
в первой половине 90-х.
Корпус инструмента, полностью тождественный корпусу парной
СОЛО-II, выполнен по привычной технологии -
ольхово-еловый блок оклеенный берёзовой фанерой. Буковый гриф имеет берёзовую накладку, фанерованную
тонким шпоном красного дерева, и крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через утопленный в
деке трапецеидальный металлический некплейт. Некплейт и выборка под батарею типа "Крона", питающую
активную схему инструмента, прикрыт хромированной пластиной, на которой отштампованы артикул "253-БЛ" и
цена "180 рублей". Разметка накладки - небольшие пластиковые доты. В наличии также направляющий порожек-гребёнка
и нулевой лад. На голове грифа, абрисом дублирующей голову парной шестиструнной гитары, установлены классические
Алапаевские бассовые колки и коронообразная крышка шлицевой анкерной гайки. Корпус басс-гитары мог быть
окрашен в широчайшую (по советским меркам) палитру - от готического траурного полиэфира до гламурного розового
металлика.
Струнодержатель представляет собой белорусскую версию стоп-бара, а бридж - соответствующую вариацию на тему
тюн-о-матика, прикрытую хромированной крышкой в форме гробика и позволяющую регулировать общую высоту струн,
мензуру каждой струны в отдельности и дополнительным
бонусом - немного варьировать межструнное расстояние при помощи крупных роликовых сёдел, напоминающих
системой крепления ставившиеся на Чехословацкие
DIAMANT'ы.
Нижняя антабка представляет собой парафраз JOLANA'вской же
вывинчивающейся подстроечной отвёртки, а верхняя - уже известную нам по гитаре
ФОРМАНТА почти плоскую пуговицу,
крепление ремня на которой является делом достаточно рисковым.
Смонтированная на пикгарде из залитого с оборота краской оргстекла схема способна вызвать некоторую задумчивость.
Помимо трёх (!) бассовых синглов в гробообразных же металлических корпусах, в неё входят платы тембрового глиссандо,
бустера и фаз-эффекта. Обилие органов управления поражает воображение и заставляет вспомнить, по меньшей мере,
замороченные изделия фирмы VOX.
Самый нижний переключатель ПДК-1 позволяет выбрать либо бриджевый датчик с полным
обрезом НЧ, либо нековый с полным обрезом ВЧ. Второй переключатель позволяет включить оба этих датчика в параллель,
что по замыслу разработчиков должно было обеспечить среднечастотный сигнал. Оба звукоснимателя в активном включении работают только
с бустером. Средний датчик с обрезом НЧ включён постоянно, но работает только в активном режиме с тембровым глиссандо и фаз-эффектом.
Третий снизу переключатель обеспечивает активацию бустер-эффекта. Четвёртый снизу переключатель отвечает за фаз-эффект, пятый -
за включение тембрового глиссандо, а самый верхний позволяет выбрать между не совсем очевидными режимами "Нарастание" и "Спад".
Две верхние ручки отвечают за уровень эффекта тембрового глиссандо (верхняя) и его "интенсивность" (нижняя). Самая нижняя ручка
потенциометра - мастер-громкость с тон-компенсацией. Расположенный на обечайке разъём СГ-5 обеспечивает включение
батарейки при наличии в штекере перемычки между 4 и 5 контактами.
Данный басс вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, если отвлечься от изрядного дисбаланса, он (при мензуре
800 мм) достаточно удобен и эргономичен, а качество установки ладов искренне радует. С другой стороны, изрядно навороченная и совершенно неочевидная
схема с довольно слабыми датчиками (часть полезного сигнала которых по умолчанию зарезана) даёт достаточно неестественный
для басса звук. С учётом "щелчка" бустера и переливов, выдаваемых тембровым вибрато, можно порекомендовать БАС-I для особо
претенциозного пост-панка, либо для аутентичных поделок советской эстрады "под ПИНК ФЛОЙД". В пассивном режиме можно
осторожно попытаться углубиться на территорию буги-вуги - но и только.
Данный экспонат, произведённый в конце декабря 1992 года (с/№ 7026), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда
отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2013 году.
|