МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


БАС-I

Басс-гитара БАС-I

Одна из самых навороченных в плане электроники басс-гитар, производившихся в СССР. Данное изделие Борисовской фабрики музыкальных инструментов выпускалось ориентировочно с 1989 года до самого закрытия предприятия в первой половине 90-х.
Корпус инструмента, полностью тождественный корпусу парной СОЛО-II, выполнен по привычной технологии - ольхово-еловый блок оклеенный берёзовой фанерой. Буковый гриф имеет берёзовую накладку, фанерованную тонким шпоном красного дерева, и крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через утопленный в деке трапецеидальный металлический некплейт. Некплейт и выборка под батарею типа "Крона", питающую активную схему инструмента, прикрыт хромированной пластиной, на которой отштампованы артикул "253-БЛ" и цена "180 рублей". Разметка накладки - небольшие пластиковые доты. В наличии также направляющий порожек-гребёнка и нулевой лад. На голове грифа, абрисом дублирующей голову парной шестиструнной гитары, установлены классические Алапаевские бассовые колки и коронообразная крышка шлицевой анкерной гайки. Корпус басс-гитары мог быть окрашен в широчайшую (по советским меркам) палитру - от готического траурного полиэфира до гламурного розового металлика.
Струнодержатель представляет собой белорусскую версию стоп-бара, а бридж - соответствующую вариацию на тему тюн-о-матика, прикрытую хромированной крышкой в форме гробика и позволяющую регулировать общую высоту струн, мензуру каждой струны в отдельности и дополнительным бонусом - немного варьировать межструнное расстояние при помощи крупных роликовых сёдел, напоминающих системой крепления ставившиеся на Чехословацкие DIAMANT'ы. Нижняя антабка представляет собой парафраз JOLANA'вской же вывинчивающейся подстроечной отвёртки, а верхняя - уже известную нам по гитаре ФОРМАНТА почти плоскую пуговицу, крепление ремня на которой является делом достаточно рисковым.
Смонтированная на пикгарде из залитого с оборота краской оргстекла схема способна вызвать некоторую задумчивость. Помимо трёх (!) бассовых синглов в гробообразных же металлических корпусах, в неё входят платы тембрового глиссандо, бустера и фаз-эффекта. Обилие органов управления поражает воображение и заставляет вспомнить, по меньшей мере, замороченные изделия фирмы VOX. Самый нижний переключатель ПДК-1 позволяет выбрать либо бриджевый датчик с полным обрезом НЧ, либо нековый с полным обрезом ВЧ. Второй переключатель позволяет включить оба этих датчика в параллель, что по замыслу разработчиков должно было обеспечить среднечастотный сигнал. Оба звукоснимателя в активном включении работают только с бустером. Средний датчик с обрезом НЧ включён постоянно, но работает только в активном режиме с тембровым глиссандо и фаз-эффектом. Третий снизу переключатель обеспечивает активацию бустер-эффекта. Четвёртый снизу переключатель отвечает за фаз-эффект, пятый - за включение тембрового глиссандо, а самый верхний позволяет выбрать между не совсем очевидными режимами "Нарастание" и "Спад". Две верхние ручки отвечают за уровень эффекта тембрового глиссандо (верхняя) и его "интенсивность" (нижняя). Самая нижняя ручка потенциометра - мастер-громкость с тон-компенсацией. Расположенный на обечайке разъём СГ-5 обеспечивает включение батарейки при наличии в штекере перемычки между 4 и 5 контактами.
Данный басс вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, если отвлечься от изрядного дисбаланса, он (при мензуре 800 мм) достаточно удобен и эргономичен, а качество установки ладов искренне радует. С другой стороны, изрядно навороченная и совершенно неочевидная схема с довольно слабыми датчиками (часть полезного сигнала которых по умолчанию зарезана) даёт достаточно неестественный для басса звук. С учётом "щелчка" бустера и переливов, выдаваемых тембровым вибрато, можно порекомендовать БАС-I для особо претенциозного пост-панка, либо для аутентичных поделок советской эстрады "под ПИНК ФЛОЙД". В пассивном режиме можно осторожно попытаться углубиться на территорию буги-вуги - но и только.
Данный экспонат, произведённый в конце декабря 1992 года (с/№ 7026), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2013 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ