МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Борисовский БАС

Борисовский БАС

Одно из самых запоминающихся изделий Борисовской фабрики по производству музыкальных инструментов и, судя по всему, дебютная белорусская модель электрической басс-гитары вообще. Начало выпуска данной басс-гитары можно ориентировочно отнести к 1973 году.
Первое, что бросается в глаза - форма корпуса: достаточно безобразная, чтобы вызывать недоумение, но недостаточно шизофреническая (в отличие, скажем, от ЭЛЬТЫ), чтобы восприниматься как Гештальт. Просто - очень небрежная, перекошенная дека, обводами напоминающая классический среднерусский самопал. Впрочем, в остальном это типичная советская фабричная электрогитара, основой которой служит щит из произвольного набора буковых и еловых брусков, который из-за характерной фанеровки шпоном красного дерева и толстенного слоя радостно сияющего полиэфира действительно выглядит МЕБЕЛЬНЫМ. Гриф из трёх кусков бука с берёзовой накладкой, украшенной зелёными (в тон пикгарда) дотами, крепится к корпусу четырьмя шурупами через металлический некплейт с выбитой ценой "160 рублей". Голова грифа не имеет наклона, поэтому помимо крышки гайки анкера (явно восходящей к чехословацким гитарам JOLANA) украшена скобообразным ретейнером. Колки - "советские бассовые стандартные".
Струнодержатель в виде гнутой пластины с отверстиями прикрыт хромированным кожухом. Бридж деревянный, незакреплённый на корпусе, с металлическим порожком и возможностью регулировки высоты струн. Ни струнодержатель, ни бридж не имеют заземления, в следствие чего при игре без опоры пальцев на звукосниматель гитара заметно фонит.
На пикгарде из зелёного "мраморного" целлулоида (контурами не сильно согласованного с формой деки) смонтированы два Львовских датчика в металлических корпусах, имеющие чудесно гармонирующие с пикгардом красные вставки. Схема гитары довольно любопытна в своей лаконичности: нижний потенциометр отвечает за общую громкость, а верхний является регулятором баланса между датчиками (аналогичное решение практиковалось на немецких басс-гитарах MUSIMA и на Ереванских КРУНК'ах). Оба потенциометра увенчаны эксклюзивными алюминиевыми ручками.
В плане эргономики басс неоднозначен: чтобы как-то скомпенсировать балансировку с упором на гриф, для игры стоя потребуется широкий замшевый ремень, но сидя можно играть с достаточным комфортом. Гриф может поразить своей толщиной и квадратностью профиля, но при этом ощущения неудобства абсолютно не вызывает - парадокс, характерный для многих белорусских инструментов. Если экстерьерные достоинства гитары несколько сомнительны, то звуковые бесспорны: из всех советских бассов этот обладает едва ли не самым лучшим голосом. Звук чёткий, артикулированный, упругий, хотя и с характерным для отечественных короткомензурных (800 мм) инструментов преобладанием СЧ в спектре. Как не смешно, данный басс вполне подходит для диско, мейнстрима и неизбежного пост-панка.

Настоящий экземпляр 1977 года выпуска ныне находится в одной из лучших коллекций в Казани.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ