Поздняя, "рационализированная" вариация электрогитары, выпускавшейся в городе Свердловске Луганской области филиалом Елецкого
завода ЭЛЬТА. Данная модификация производилась ориентировочно с 1975 по 1978 годы и была, вероятно, запущена в производство либо
в целях упрощения процесса изготовления, либо для расширения ассортимента ТНП.
Форма и конструкция покрытого нетолстым слоем чёрного полиэфира корпуса полностью повторяют
разработку Геннадия Ильича Демуры 1972 года:
между двух дек из 5-миллиметровой
берёзовой фанеры вклеена неширокая обечайка, выпиленная из наборного елового блока, причём бруски расположены поперёк корпуса.
Буковый гриф склеен из трёх кусков и не имеет анкера.
Плоская буковая накладка для эстетики фанерована шпоном красного дерева и маркирована пластиковыми точками (при этом двумя
точками помечен не 12-й лад, а 10-й). Голова своеобразной формы несёт на себе Ленинградскую колковую механику на одной планке 1х6
с силуминовыми штоками, характерную для большинства
отечественных электрогитар, слегка утопленную в небольшой
выборке и снабжённую легко выпадающими из отверстий втулками.
Пластиковый верхний порожек, являющийся направляющей для нулевого лада, залит чёрным полиэфиром вместе со всем грифом.
Самое занимательное - это крепление грифа к деке: к пятке шурупами привинчена металлическая пластина, в которую вкручиваются
два винта, проходящие сквозь деку - при этом между пяткой грифа и дном кармана остаётся зазор, а весь упор приходится на неширокий
бортик вокруг пятки, опирающийся на верхнюю деку. Естественно, при такой конструкции гриф как правило имеет значительный
отрицательный угол наклона, который исправить довольно трудно.
Струнодержатель-тремоло, являющийся самостийной вариацией на тему тремоло
FENDER Jaguar, позволяет в теории работать рычагом
в обе стороны, но на практике, как правило, почти не движется. Незакреплённый на корпусе бридж состоит из металлического основания
с двумя винтовыми стойками, двух массивных регулировочных шайб, плексигласовой ответной части с желобком для цилиндрического
бриджа из металлического прутка с узкими кольцевыми пропилами под струны. Антабки - небольшие металлические грибки с отверстиями
под вороток, при этом верхняя установлена под пяткой грифа как на палуакустиках и фиксирует металлический некплейт
с номенклатурой, прикрывающий винты крепления грифа.
Смонтированная на пикгарде из зелёного перлоида схема состоит из двух нерегулируемых
Львовских синглов, варитона на пять положений,
регуляторов тона и громкости с телевизионными ручками и гнезда СГ-5. Галетный переключатель обеспечивает следующие режимы работы
(по часовой стрелке): нек с обрезом НЧ, бридж, нек с обрезом ВЧ + бридж с обрезом НЧ, бридж с обрезом НЧ, приглушённый нек с обрезом
ВЧ + бридж с ещё большим обрезом НЧ. Заземление струн не предусмотрено.
Если рассматривать данную гитару именно как музыкальный инструмент, впечатления возникают самые противоречивые. С одной стороны,
общее исполнение, невозможность без значительных усилий выставить нормальный угол грифа и приемлемое расстояние между струнами
и ладами, не особо функциональное тремоло, плоская накладка грифа, неочевидный выбор фиксированных тембров, отсутствие
заземления струн - всё это не радует. С другой стороны, ЭЛЬТА довольно удобный лёгкий инструмент с классической мензурой 650 мм,
оригинальной формой и вполне пристойным звуком, пригодным не только для лёгких олдскульных стилей, но и для более тяжёлой
музыки - не для хэви-метал, конечно, но злой хард-панк эта ЭГС-650 вполне потянет.
Данный экспонат, изготовленный ориентировочно в 1978 году (серийный номер 4298) побывал в моих руках проездом из Украины в Москву
в 2014 году.
|