МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


БАС "Эльта" ЭГБ-760

Басс-гитара БАС Эльта

Совершенно волшебный инструмент, выпускавшийся филиалом Елецкого завода электронно-лучевых трубок ЭЛЬТА, расположенным в городе Свердловске Луганской области УССР с 1972 года до второй половины 80-х.
Как и его шестиструнная сестра, басс изготовлен с многочисленными нарушениями канонов мирового гитаростроения: корпус (благодаря форме которого инструмент получил в народе прозвище "восьмёрка") состоит из массивной обечайки, выпиленной из елового блока в котором бруски идут поперёк корпуса и приклеенных к ней двух фанерных дек. За счёт довольно большой внутренней полости, звук инструмента ближе к т.н. semi-solid. Безанкерный гриф склеен из двух кусков бука, причём слои бесхитростно располагаются один над другим, а в качестве безрадиусной накладки используется шпон красного дерева, наклеенный на плоскость верхнего куска. Крепление грифа также удивительно: к его пятке шестью шурупами привинчена металлическая пластина с двумя резьбовыми отверстиями для винтов крепления, при этом пластина залита полиэфиром - но на сустейне это, вопреки ожиданиям, не сказывается, поскольку дна кармана деки пятка не касается, а опора идёт на выступающий за её периметр бортик грифа. Разметка ладов - доты, причём двумя точками отмечен десятый лад. Колки с выточенными на токарном станке втулками, свободно выпадающими из отверстий в голове грифа - похожие на Алапаевские, но возможно местного изготовления, на две стороны, при этом их расположение тоже вызывает оторопь: скажем, колок первой струны для того, чтобы натянуть её надо вращать по часовой стрелке, а колок второй - против (симметрично на второй стороне). Очень высокий пластмассовый направляющий порожек имеет столь неглубокие пропилы, что струны не касаются нулевого лада. Антабки - похожие на использовавшиеся на Ростовких гитарах металлические грибки с резьбой и отверстием под вороток, верхняя антабка крепит узкий металлический некплейт, прикрывающий головки винтов крепления грифа.
Зацеп-струнодержатель представляет собой простую металлическую пластину S-образного профиля, крепящуюся к деке двумя шурупами и нижней антабкой. Незакреплённый на корпусе бридж состоит из металлического основания с двумя направляющими шпильками, двух циклопических регулировочных шайб и эбонитовой верхней части, в желобке которой свободно лежит нижний порожек в виде металлического стержня с кольцевыми направляющими проточками.
Схема, смонтированная на замысловатом пикгарде из зелёного перлоида, состоит из двух Люберецких синглов, варитона на пять положений, общего тембра, громкости и разъёма СГ-5. Как и во всём остальном, разработчики инструмента в плане электроники не пошли в фарватере классического гитаростроения, а создали свою, довольно остроумную схему: варитон позволяет ступенчато менять баланс между звукоснимателями (у некового датчика навсегда обрезаны ВЧ), при этом по мере продвижения по часовой стрелке НЧ бриджевого звучка зарезаются всё больше и больше. Таким образом, в крайнем левом положении галетника мы имеем только нековый звукосниматель с обрезом ВЧ, а в крайнем правом только бриджевый с обрезом НЧ - со всей гаммой промежуточных вариантов (аналогичная схема использовалась на старинных немцах).
Вопреки всякой логике, при таком количестве конструктивных и схемотехнических решений, этот маломензурный (770 мм) басс вполне звучит - даже на родных плосконавитых струнах. У него задорный винтажный голос, не отягощённый, конечно, обилием сустейна, но вполне подходящий для ритм-н-блюза, гаражного рока и прочих олдскульных дел. К недостаткам можно отнести явный дифферент на гриф, отсутствие заземления струн, неочевидное расположение колков и колоссальное расстояние между струнами и грифом - даже при максимально опущенном бридже.

Данный экспонат, произведённый в 1978 году (серийный номер 1110), приехал в МУЗЕУМ из Макеевки в 2012 году в состоянии closed classic: практически неигранным, с родными струнами и ремнём из сыромятной кожи!


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ