МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


СОЛО-РИТМ "Эльта"

Электрогитара СОЛО-РИТМ Эльта

Порождение филиала Елецкого завода электронно-лучевых трубок ЭЛЬТА расположенного в городе Свердловске Луганской области УССР - одна из самых примечательных электрогитар, производившихся в Советском Союзе, способная служить олицетворением всего отечественного Гитарпрома. Начало производства ЭЛЬТЫ можно датировать 72-73гг, а эта модификация, предположительно, была запущена в производство в 1977 году.
Совершенно фантастическая, амёбоподобная форма корпуса навевает размышления либо о применении в КБ, разработавшем дизайн, псиллоцибиновых грибов, либо - что кажется более вероятным - жёстком абстинентном синдроме чертёжника. (Более ранняя версия, носящая в отличие от этой гордую номенклатуру ЭГСР-650, выглядит несколько более эстетично.)
Технология изготовления деки тоже производит впечатление: по сути, ЭЛЬТА - это семихолловбоди-гитара. Между двух пятимиллиметровых фанерок вклеена тонкая обечайка, выпиленная из наборного елового блока, причём бруски расположены поперёк корпуса. Толщина выборки, впрочем, недостаточна для размещения массивного галетного переключателя, поэтому нижняя дека дополнительно стёсана вручную. Вся конструкция покрыта слоем классического чёрного полиэфирного лака. Антабки - грубые металлические грибки.
Буковый гриф с тонким слоем декоративного шпона красного дерева в роли накладки также поражает воображение - не столько причудливой формой головы, сколько своим профилем, который мало того, что довольно толст, но и ещё имеет постоянное сечение по всей длине. Мензура - классические 650 мм. Крепление - два винта, ввёрнутые в металлическую пластину, прикреплённую к пятке грифа шурупами! В довершение ко всему, поверх пластины пятка обильно залита всё тем же полиэфиром. Колки от стандартной акустики на одной планке, с дополнительными отверстиями, просверленными в силуминовых штоках, слегка утоплены в выборке на голове грифа. Не заподлицо, а так, серединка на половинку. Массивные втулки явно выточены на токарном станке и не держатся в отверстиях.
Тремоло - самостийная вариация на тему Jaguar'овского - привинчено прямо к фанерной деке четырьмя шурупами. Бридж незакреплённый на корпусе, состоит из металлической пластины с двумя винтовыми стойками и шайбами для подстройки высоты плексигласовой части с отрезком металлического стержня с кольцевыми канавками в качестве порожка.
Электроника, смонтированная на пикгарде из целлулоида "под мрамор" представлена тремя Львовскими синглами, варитоном на пять положений и регуляторами громкости и тембра с бесхитростными телевизионными (вспомним, на каком заводе производилась гитара) ручками. Схема достаточно неочевидная, поэтому распишу её работу подробно. В первых двух положениях варитона включён нековый датчик, но в первом регулятор тембра позволяет обрезать ему высокие частоты, а во втором - низкие. В третьей позиции включён средний датчик, а ручкой тембра к его сигналу подмешивается сигнал бриджевого датчика, у которого обрезаны низкие частоты. В четвёртом положении включён бриджевый датчик, а регулятор тембра позволяет обрезать ему низкие частоты. В последней позиции у бриджевого датчика изначально срезаны ВЧ, а регулятор тембра позволяет зарезать ему оставшиеся низкие.
Неряшливая, несуразная, словно бы вырезанная на коленке кустарная поделка, ЭЛЬТА производит впечатление артельного изделия, тем паче, что среди всех известных экземпляров невозможно найти хотя бы два одинаковых. Велик соблазн заявить, что ЭЛЬТА занимает первое место на конкурсе "Худшая Советская гитара", но есть один нюанс: звучит инструмент достаточно пристойно - по советским, понятно, меркам. Если отвлечься от волшебного профиля грифа, то, невзирая на причудливую форму, это довольно лёгкая гитара со вполне нормальным балансом и сносным звуком.

Данный экземпляр 1982 года выпуска восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2010 году и, безусловно, является одной из жемчужин моей небольшой коллекции.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ