МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ЭСТРАДА

Электрогитара ЭСТРАДА

Адаптеризированная акустическая гитара производства Львовской опытно-экспериментальной фабрики народных инструментов (Львівська дослідно-експериментальна фабрика народних інструментів), производившаяся, ориентировочно, в период с 1971-го по 1986-й годы. Генезис данного изделия не совсем ясен, выдвигается даже полукриминальная версия причастности к его появлению зловещих цеховиков.
По сути, изделие представляет собой типовую шести- или семиструнную акустическую гитару ЛДЕФНМI, на которую достаточно грубо установлены звукосниматель и темброблок. Верхняя дека из елового массива, нижняя и обечайки - берёзовая фанера. Конструкция пружин - правоверное Z. Помимо двух не совсем типичных для отечественных акустических гитар f-образных апертур (на некоторых ЭСТРАДАх справа находится полуэфа), в верхней деке имеется рудиментарное резонаторное отверстие, скрытое под пяткой грифа. Гриф из трёх кусков бука, с крашенной буковой накладкой, маркированной небольшими пластиковыми дотами (на ранних экземплярах инкрустация выполнялась речным перламутром), крепится на немецкий манер - на одном винте сквозь пятку. Верхний порожек над нулевым ладом - деревянный. Колковая механика - обычная Львовская, 3+3 или 3+4, смонтированная на профилированных планках. И гриф и корпус красились в приятный санбёрст, обе деки были украшены трёхслойным кантом, а эфы и гриф - однослойным.
Струнодержатель, снабжённый привинченным к торцу тремя шурупами зацепом, напоминающим ставившиеся на гитары MUSIMA, представляет собой металлическую пластину, украшенную декоративными вырезами в форме солнышка и штампованной надписью "ЛЬВIВ" с гербом города. На некоторых экземплярах средняя башенка в гербе дополнительно клеймилась серпом и молотом. Незакреплённый на деке деревянный бридж позволяет отстраивать мензуру и высоту струн. Антабки - стандартные пластиковые, хотя, говорят, встречаются и деревянные. На гитару, при помощи грубо изготовленных из алюминия кронштейнов, устанавливался пикгард, вырезанный по немецкому примеру из оргстекла и задутый с оборота, чёрным, с очень грубо процарапанными и залитыми бронзовой краской кантом и надписью "Эстрада". Исполнение пикгарда в первый момент вызывает подозрения в его кустарном происхождении.
Схема гитары проста и незамысловата: намертво привинченный к деке через деревянную подставку звукосниматель (встречаются Ленинградский "за 9 рублей" и родной Львовский), темброблок, смонтированный на плексигласовой пластине, выполненной в той же традиции, что и пикгард, но несравненно более аккуратно, состоящий из регуляторов громкости и тона, и гнезда СГ-5 на обечайке. Отверстия под темброблок и гнездо выполнены весьма неаккуратно, возможно, в "электрогитары" просто переделывались уже готовые акустики. Алюминиевые ручки, ставившиеся на ЭСТРАДУ, идентичны ставившимся на другие гитары ЛДЕФНМI, хотя на ранних дополнительно украшены чёрным пластиком на шляпке, а на поздних могли заменяться приборными.
С точки зрения музицирования, ЭСТРАДА не сильно отличается от прочих советских акустик: это небольшой (мензура 610 мм), лёгкий инструмент, с достаточно тёплым и сбалансированным звуком при игре арпеджио на чистом канале. При игре чёсом и медиатором читаемость несколько падает и очарование уходит. Естественно, на хайгейне подобные инструменты можно использовать только в экспериментальных целях, так что можно условно считать, что ЭСТРАДА вполне адекватна для авторской песни, медитативного фолка, салонного джазза и вдумчивого русского рока. С небольшим перегрузом можно попытаться вторгнуться на территорию блюза, но положительный результат не гарантирован.

Данный экспонат, произведённый ориентировочно в начале 80-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ