Адаптеризированная акустическая гитара производства Львовской опытно-экспериментальной фабрики народных инструментов
(Львівська дослідно-експериментальна фабрика народних інструментів),
производившаяся, ориентировочно, в период с 1971-го по 1986-й годы. Генезис данного изделия не совсем ясен, выдвигается даже
полукриминальная версия причастности к его появлению зловещих цеховиков.
По сути, изделие представляет собой типовую шести- или семиструнную акустическую гитару ЛДЕФНМI, на которую достаточно
грубо установлены звукосниматель и темброблок. Верхняя дека из елового массива, нижняя и обечайки - берёзовая фанера. Конструкция
пружин - правоверное Z. Помимо двух не совсем типичных для отечественных акустических гитар f-образных апертур
(на некоторых ЭСТРАДАх справа находится полуэфа), в верхней
деке имеется рудиментарное резонаторное отверстие, скрытое под пяткой грифа. Гриф из трёх кусков бука, с крашенной буковой
накладкой, маркированной небольшими пластиковыми дотами (на ранних экземплярах инкрустация выполнялась речным перламутром),
крепится на немецкий манер - на одном винте сквозь пятку. Верхний порожек над нулевым ладом - деревянный. Колковая механика -
обычная Львовская, 3+3 или 3+4, смонтированная на профилированных планках. И гриф и корпус красились в приятный санбёрст, обе
деки были украшены трёхслойным кантом, а эфы и гриф - однослойным.
Струнодержатель, снабжённый привинченным к торцу тремя шурупами зацепом, напоминающим ставившиеся на гитары
MUSIMA,
представляет собой металлическую пластину, украшенную декоративными вырезами в форме солнышка и штампованной надписью
"ЛЬВIВ" с гербом города. На некоторых экземплярах средняя башенка в гербе дополнительно клеймилась серпом и молотом.
Незакреплённый на деке деревянный бридж позволяет отстраивать мензуру и высоту струн. Антабки - стандартные пластиковые, хотя,
говорят, встречаются и деревянные. На гитару, при помощи грубо изготовленных из алюминия кронштейнов, устанавливался пикгард,
вырезанный по немецкому примеру из оргстекла и задутый с оборота,
чёрным, с очень грубо процарапанными
и залитыми бронзовой краской кантом и надписью "Эстрада". Исполнение пикгарда в первый момент вызывает подозрения в его кустарном
происхождении.
Схема гитары проста и незамысловата: намертво привинченный к деке через деревянную подставку звукосниматель (встречаются
Ленинградский "за 9 рублей" и родной Львовский), темброблок, смонтированный на плексигласовой пластине,
выполненной в той же традиции, что и пикгард, но несравненно более аккуратно, состоящий из регуляторов громкости и тона, и гнезда
СГ-5 на обечайке. Отверстия под темброблок и гнездо выполнены весьма неаккуратно, возможно, в "электрогитары" просто
переделывались уже готовые акустики. Алюминиевые ручки, ставившиеся на ЭСТРАДУ, идентичны ставившимся на
другие гитары ЛДЕФНМI, хотя на ранних дополнительно
украшены чёрным пластиком на шляпке, а на поздних могли заменяться приборными.
С точки зрения музицирования, ЭСТРАДА не сильно отличается от прочих
советских акустик: это небольшой (мензура 610 мм),
лёгкий инструмент, с достаточно тёплым и сбалансированным звуком при игре арпеджио на чистом канале. При игре чёсом и медиатором
читаемость несколько падает и очарование уходит. Естественно, на хайгейне подобные инструменты можно использовать только в
экспериментальных целях, так что можно условно считать, что ЭСТРАДА вполне адекватна для авторской песни, медитативного фолка,
салонного джазза и вдумчивого русского рока. С небольшим перегрузом можно попытаться вторгнуться на территорию блюза,
но положительный результат не гарантирован.
Данный экспонат, произведённый ориентировочно в начале 80-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем
генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|