МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


FENDER Jaguar

Электрогитара FENDER Jaguar

Модель, представленная американским концерном FENDER в 1962 году, призвана была утвердить первенство предприятия Лео Фендера на суше и на море: инструмент задумывался как топовая модель, призванная снискать любовь кудесников шести струн (и переманить какое-то количество оных у главного конкурента, фирмы GIBSON). Гитарное сообщество, впрочем, встретило инструмент с лёгким недоумением, продавался он всё хуже и хуже, поэтому в 1975 году Jaguar был снят с производства и исчез из каталогов. Второе рождение модели произошло только в 1999 году, когда когорта независимых музыкантов, в молодости покупавших по бедности бесконечно уценивающиеся "немодные" и "устаревшие" Jaguar'ы в секондах, внезапно добилась успеха (справедливости ради, скажем, что японцы переиздавали модель ещё в 1985-86 годах).
Небольшой асимметричный корпус с анатомическими выборками, чья форма полюбилась немецким лютнерам по обе стороны Стены, изготовлен из ольхи. Кленовый гриф с палисандровой накладкой, размеченной перлоидными инлеями, продублированными точками на забранном кантом ребре, крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт с крупной литерой "F". Раздельные закрытые колки фирмы SCHALLER с прорезью в штоках установлены через небольшие металлические втулки. Для обеспечения надёжного прижимания двух первых струн к врезному пластиковому порожку на пере грифа установлен сиротливый ретейнер-бабочка. Гайка анкера под крест выведена в пятку грифа и, к сожалению, почти недоступна для регулировки без его демонтажа. Корпус и лицевая сторона головки грифа выкрашены в белый цвет, однако, в силу пожелтения нитроцеллюлозного лака, инструмент выглядит жёлтым (по той же причине обычный голубой превращается в мифический surf-green, да и прочие цвета изрядно мутируют). К недостаткам нитры можно отнести её нестойкость: она достаточно быстро стирается механически, а при контакте с потом музыканта начинает пузыриться и отслаиваться (степень повреждений, конечно, напрямую зависит от интенсивности использования инструмента по прямому назначению: рассматриваемый экземпляр, допустим, был буквально заигран владельцем до состояния heavy relic и мог бы служить прекрасным учебным пособием для безруких дебилов, думающих, что если они слегка постучат молотком по новой гитаре и немножко потрут её в произвольных местах шкуркой, то получат "реальный эффект старого инструмента").
Струнодержатель-тремоло "плавающего" типа позволяет работать рычагом на понижение и повышение строя (конструкция его оказалось настолько простой и удачной, что породила сонм аналогов даже в странах Варшавского договора). Оригинальное Floating Tremolo FENDER имеет, впрочем, отличие: сдвижную кнопку-фиксатор, позволяющую залочить машинку. Бридж представляет собой металлическое корытце с крупными подпружиненными цилиндрическими сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру каждой струны в отдельности. Корытце установлено на двух опорах, входящих в специальные ответные стаканчики, утопленные в деке. По оси опор проходят заострённые резьбовые шпильки, упирающиеся в конусные донца стаканчиков и позволяющие регулировать общую высоту струн. Поскольку диаметр стаканчиков чуть больше диаметра стоек, бридж может слегка покачиваться при работе тремоло, что призвано способствовать стабильности строя. Антабки, обычные металлические рюмки, на рассматриваемом экземпляре заменены на ответные части стреп-локов.
Схема гитары, основу которой составляют два регулируемых по высоте сингла с зубчатым наружным металлическим экранами, и на первый взгляд напоминающая заковыристые схемы отдельных отчественных монстров, на самом деле достаточно логична: сиротливый ползунок на левом металлическом пикгарде позволяет выбрать один из режимов "Ритм" или "Соло". В первом включён только нековый звукосниматель, управляемый двумя верньерами (громкость и тон). Во втором два верхних ползунка на шестигранной пластине подключают каждый свой датчик, нижний ползунок зарезает НЧ, а ручки на нижней кривой пластине регулируют громкость и обрез ВЧ. Данная схема с небольшими изменениями была воспроизведена чехословацкими и армянскими лютнерами.
FENDER Jaguar, безусловно, инструмент заслуживающий всевозможных похвал: он крайне эстетичен, чудовищно удобен (для меня так это вообще самая удобная форма гитары), имеет короткую мензуру 610 мм и позволяет нарулить почти любое звучание – от кондового сёрфа до злого гранджа. К недостаткам можно отнести необходимость постижения принципа отстройки тандема тремоло/бридж и слишком малый угол перелома струн на бридже, следствием чего является дребезг сёдел (для борьбы с этим системным багом капиталистическая промышленность даже наладила выпуск специальных buzz-stopper'ов, один из которых мы можем видеть на этой гитаре).

Данный экспонат, выпущенный в 1969 году (серийный номер 279252), был приобретён группой АУКЦЫОН в Париже во время французских гастролей в апреле 1989 года для Леонида ФЁДОРОВА, и с тех пор верой и правдой служит ему уже 33 года – так что гитара более чем намоленная. Мне посчастливилось освидетельствовать эту святыню во время её профилактики у питерского гитарного мастера Павла ШУПИКА в 2022 году с любезного позволения Михаила РАППОПОРТА.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ