МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


HAGSTRÖM Standard 80

HAGSTRÖM Standard 80

Основанная в 1925 году Альбином ХАГСТРЁМОМ одноимённая шведская фирма занималась производством аккордеонов, пока в 1958 году старший сын хозяина, Карл Эрих, не съездил за границу, где обнаружил рок-н-ролл. Верно оценив маркетинговые перспективы новомодного танца, он настоял на деверсификации производства, переориентировав его на электрогитары. Рассматриваемая модель Standard 80 появилась в 1959 году и помимо всего прочего импортировалась в США под маркой GOYA.
Невзирая на очевидное внешнее сходство с американской классикой (в качестве основы для реверс-инжиниринга действительно был использован GIBSON Les Paul "Goldtop"), Standard 80 скроен совершенно по-иному: semi-solid корпус состоит из махагонового донца, профилированной ольховой обечайки и топа из берёзовой фанеры. Для дополнительной прочности поперёк корпуса идёт перегородка. Кленовый гриф крепится к корпусу двумя винтами, вкручивающимися в алюминиевый кожух анкера – почти как на отечественной ЭЛЬТЕ. Головки винтов прикрыты небольшим овальным некплейтом с серийным номером и прочими артикулами. Гайка анкера под шестигранный ключ выведена в пятку грифа и, вопреки ожиданиям, вполне доступна для регулировки (но об этом чуть ниже). Накладка грифа поражает: она изготовлена из прозрачного акрила и наклеена на дерево через слой перлоида, на котором нарисованы чёрные доты! Тем же акрилом закрыта лицевая сторона пера грифа, на котором установлены раздельные открытые колки с пластмассовыми лопастями (высохший пластик очень хрупкий). Кроме колков с тыльной стороны головы привинчена небольшая пружинящая пластинка, служащая держателем для медиатора. Верхний порожек изготовлен из чёрного пластика. Поскольку первоначально HAGSTROM производили аккордеоны, то, подобно италийским мастерам, шведы обильно использовали в отделке гитар пластик: гриф оклеен чёрным целлулоидом, закруглённая тыльная сторона корпуса – белым перлоидом, а забранный узким рифлёным кантом топ – шикарной золотой искрой. Объёмный пластиковый логотип производителя довершает ансамбль.
Пружинное тремоло Tremar, послужившее образцом для немецких и польских инженеров, позволяет работать на понижение и повышение строя. Любопытна система крепления струн: они фиксируются небольшими металлическими штифтами, проходящими через отверстия в бобышках. Бакелитовый бридж со сдвоенным компенсаторным металлическим порожком установлен на двух винтовых опорах, позволяющих выставлять общую высоту струн, но не дающих никак регулировать мензуру (точность изготовления гитары, впрочем, достаточна для верного интонирования даже спустя 60 лет). При том, что у большинства HAGSTRÖM'ов антабки представляют собой солидные металлические "гантели", на этом экземпляре установлены крошечные пластмассовые втулки ещё меньшего диаметра, нежели на гитарах УРАЛ. Впрочем, анализ изображений аналогичных инструментов в интернете выявил ещё некоторое количество гитар с такой бедой и схожими серийными номерами, что говорит о заводском происхождении данного недоразумения. Привинченный прямо к деке пикгард-флажок изготовлен из прозрачного рифлёного плексигласа.
Схема инструмента достаточно своеобразна. Начнём с того, что вся электроника представляет собой отдельный съёмный модуль Р-24, включающий в себя два звукоснимателя-сингла, блок радиокнопок (сверху вниз: мьют, нек + бридж, нек, бридж) и два верньера (верхний – буст СЧ, нижний – обрез ВЧ). Всё это благолепие смонтировано на хромированной станине (алюминиевая решётка – чисто декоративный элемент) и прикрыто снизу формованным пластиковым кожухом с разъёмом под мини-джек, через который блок проводком соединяется с гнездом под большой джек, установленным на обечайке через металлический джекплейт. К донцу корпуса привинчена металлическая пластина с четырьмя стойками, к которым блок привинчивается винтами через пружины. Затягивая или ослабляя эти четыре винта вы можете регулировать положение всего блока в двух плоскостях, варьируя расстояние от датчиков до струн. При максимально затянутых двух верхних винтах вы получаете доступ к анкеру – для этого в нековом датчике предусмотрена специальное углубление. Младшие модели серии имели модуль Р-12 с одним звукоснимателем и двумя кнопками, а старшие – блок Р-26 со сдвоенными звукоснимателями и шестью кнопками. На случай случайного нажатия всех клавиш предусмотрена небольшая металлическая кнопка, освобождающая механизм.
Столь любопытный инструмент, как это свойственно большинству подобных гитар, имеет как плюсы, так и минусы. Standard 80, безусловно, довольно лёгкая эффектная гитара с мензурой 615 мм, неслучайно он был любим пионерами глэма и нью-вейва. В то же время, гитара откровенно кивает головой, широкий гриф профилем напоминает недружелюбные модели 25-й серии восточногерманского концерна MUSIMA, да и звук у них похожий: в нём явно не хватает мяса, поэтому порекомендовать этого шведа можно для бита, реггей, раннего фанка и сибирского панка. Кроме того, по мере высыхания пластик покрытия начинает трескаться и отслаиваться.

Данный экспонат, изготовленный в 1962 году (серийный номер 517024), приехал в МУZЕУМ из австралийского Мельбурна и был восстановлен Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2022 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ