МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


HERRNSDORF Jazzgitarre

Гавайская гитара HERRNSDORF Jazzgitarre

Попытки идентификации гитар, изготовленных в восточногерманском Маркнойкирхене в 1950-70-е годы прошлого века и не имеющих никаких опознавательных знаков, ничуть не более осмыслены, нежели аналогичные изыскания в области японских электрогитар: данный силезский городок, являющийся традиционным центром германского лютнерства, представлял собой исправно булькающий плавильный котёл. Крупные государственные предприятия, кооперативные объединения мастеров, чудом уцелевшие семейные мастерские, отдельные кустари-надомники – всё это порождало тотальный промискуитет и кровосмешение, распутать которые без машины времени реально нереально. У каждого мастера – свой почерк, свои фишки и нюансы. При этом мастер мог работать на HERRNSDORF’е, а дополнительно строить свои инструменты и сдавать их в MIGMA, изготавливать гитары для трейдера MEINEL & HEROLD и просто халтурить, выполняя частные заказы. На выходе мы имеем гитары разных лейблов с узнаваемыми деталями и ошибочно отождествляем их с той или иной фирмой: «Блябу, это точно MIGMA! Я видел гитару с такой разметкой и на ней была надпись MIGMA!» Это – идиотизм. Поскольку социалистическая Германия боролась с частным предпринимательством, за редчайшими исключениями (типа Хайнца Сайферта и отдельных лютье, сотрудничавших с MIGMA) мастера никак не подписывали свои изделия. Насколько я понимаю, «личной печатью» мастеров (помимо каких-то инструментов совсем уж вычурных форм) были наклейки на головах грифов: эти аппликации из чёрного и белого целлулоида, иногда простенькие, иногда витиеватые, могут оказаться своеобразным клеймом, по которому можно понять, какой педантичный фриц сделал вашу гитару. Рассматриваемая Jazzgitarre не имеет каких-либо идентификационных маркеров, поэтому может быть атрибутирована как плод трудов некоего мастера, строившего гитары для HERRNSDORF, OSBAMA и PERL GOLD – по крайней мере, похожие гитары встречаются у этих трёх производителей и она довольно сильно напоминает модель «1319» последних.
Корпус, состоит из еловой верхней деки, кленовой нижней деки и кленовой обечайки, при этом верхняя дека усилена тремя поперечными еловыми пружинами и двумя веерными в нижней части, а нижнюю деку поддерживают четыре поперечные пружины. В профиль корпус слегка напоминает испанскую виуэлу: в районе талии обечайка несколько шире, чем у полюсов. Безанкерный гриф, склеенный из семи кусков клёна, через пятку крепится винтом к солидному кленовому клёцу. Палисандровая накладка размечена ленточными маркерами. Трёхслойный верхний порожек служит направляющей гребёнкой для нулевого лада. Две планки колков WARG, установленные без втулок, имеют штамп D.R.G.M., что даёт возможность копателям пораздувать щёки и пощеголять знанием истории довоенного германского производства – на практике же, это не значит абсолютно ничего: колки действительно могли валятся на складах с довоенного времени, а могли штамповаться на тех же станках и в 50-х годах – до тех пор пока у демократических немцев не дошли руки убрать устаревшие штампы. Верхнюю деку обрамляет пятислойный кант, а нижнюю, сперматозоидообразные эфы и гриф – однослойный.
Струнодержатель представляет собой один из типовых немецких зацепов с характерными фасками по периметру. Бридж – также стандартный, незакреплённый на деке, с пластиковой косточкой и позволяющий отстраивать общую мензуру и высоту струн. Нижняя антабка выполнена в форме небольшого деревянного грибочка, выкрашенного в чёрный цвет и украшенного посередине шляпки кокетливой белой пластиковой точкой. Эстетичный трёхслойный пикгард крепится аж в трёх местах: двумя штырьками к торцу накладки грифа и к бриджу, а также кронштейном к обечайке.
Первое, что поражает, когда берёшь гитару в руки – её вес: инструмент почти ничего не весит, примерно как похожие изделия федеративных немцев. У него мензура 635 мм и голос достаточно громкий и прекрасно подходящий тембрально для всяких джазз-манушей и иных акустических задорностей.

Данный экспонат, по совокупности признаков изготовленный в середине 50-х годов прошлого века, года был любезно предоставлен МУZЕУМ'у коллегой Cdur в 2020 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ