МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


HERRNSDORF Elektro-Schlagbaß 40/I

Электроконтрабас HERRNSDORF

Любопытное изделие небольшой немецкой фирмы HERRNSDORF, базировавшейся в Мекке восточногерманского гитаростроения городе Маркнойкирхен, созданное в начале 50-х годов прошлого века на волне повальной "электрификации" популярной музыки. Безусловно, ещё в 1938 году GIBSON представили свой Standup Electric bass, но тот имел корпус от акустической гитары, а эпоха цельнокорпусных инструментов этого класса пришла только полтора десятилетия спустя. В 1955 чехословацкие лютнеры создали свой RESONET Arco, но пальму первенства, судя по всему, следует вручить всё-таки немцам: электроконтрабас Triumph западногерманской фирмы FRAMUS появился в сентябре 1953 года, а рассматриваемый нами Elektro-Schlagbaß фигурирует в каталоге торгового дома PERL GOLD за 1954 год.
Дедушка привычных нам басс-гитар представляет собой максимально упрощённый контрабас, лишённый громоздкого резонирующего корпуса. Дека, довольно изящной формы, выполнена из ольхи и для вящего плезиру полностью оклеена красивым искристым пластиком с чёрным кантом на гранях. Довольно солидный гриф, состоящий из переклея семи кусков клёна и красного дерева, вклеенный. Массивная гранёная накладка изготовлена из палисандра. Колки, установленные на "акустической" голове с пролётками - стандартные ранние немецкие бассовые с пластиковыми трапециями в качестве лопастей, устанавливавшиеся впоследствии практически на все ГДР'овские басс-гитары. Верхний порожек палисандровый.
Струнодержатель представляет собой привинченный к корпусу простенький уголок с отверстиями для струн, прикрытый изящной металлической крышкой с флористической гравировкой (знакомой нам по HERRNSDORF Universal). Незакреплённый на деке двухчастный палисандровый бридж позволяет регулировать общую высоту струн. Отдельно стоит упомянуть съёмный бакелитовый шпиль, позволяющий довести общую высоту инструмента до 187 сантиметров (помимо данной, "стоячей" модели, HERRNSDORF выпускал модель 40/II, предназначенную для игры сидя). Помимо этого, для удобства исполнителя, контрабас комплектовался съёмным деревянным упором, препятствующим вращению инструмента вокруг своей оси.
Электрическая схема этого исполина поражает своей лапидарностью: она состоит из намертво привинченного к деке крупного звукоснимателя RELLOG в металлическом корпусе и разъёма под радиовилку, смонтированного напротив датчика с обратной стороны корпуса. Как говорится - ничего лишнего.
Не являсь специалистом по подобным музыкальным инструментам, в оценке данного изделия я могу опираться лишь на свои субъективные впечатления и на опыт общения с упомянутым RЕSONET Arco. Звук у данного произведения тевтонских мастеров несколько суше, чем у его чехословацкого брата, сустейн и выхлоп слабее, зато масса чуть меньше (5,8 кг), конструкция проще, а эргономика несколько удобнее. В целом, данные гигантские (с полной мензурой 1070 мм) ископаемые вызывают любопытство и трогательную симпатию - как вымершие ныне диплодоки.

Данный экспонат, произведённый судя по ряду признаков в конце 50-х годов прошлого века, приехал в МУZЕУМ из Полтавы в 2014 году вместе с родным дерматиновым чехлом (по необъяснимым соображениям лишённым разработчиками каких бы то ни было ручек или ремней для переноски) и в восстановлении практически не нуждался.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ