МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Басс HÖFNER 5000/1M

Басс HÖFNER 5000/1M

Появившаяся в 1968 году разновидность классического "четверть МакКартни", недолго выпускавшаяся западногерманским концерном HÖFNER и отличающаяся от канона наличием на борту активной электроники.
Формованные деки и обечайка данного виолина выполнены из многослойной кленово-махогоновой фанеры, при этом верхняя дека фанерована еловым шпоном, а нижняя - кленовым с роскошной волной. Невзирая на изрядную толщину дек, способных выдержать натяжение бассовых струн, для усиления между ними вставлена обычная для скрипок душка. Трёхкусковый кленовый гриф, с нависающим над декой хвостом, вклеен и для надёжности укреплён резьбовой стяжкой, проходящей через верхнюю антабку. Трёхслойный верхний порожек является направляющей для нулевого лада. Палисандровая накладка размечена обычными перлоидными дотами. Гайка анкера под накидной ключ-семёрку выведена в оклеенную чёрным целлулоидом голову грифа с металлическим лого и задекорирована двухслойным флажком. Колки, судя по рассверленному отверстию в штоке четвёртой струны, обычные гитарные, с расклёпанными в шестернях валами и подпружиненные металлическими крышками. Деки украшены четырёхслойным кантом, а гриф - однослойным.
Струнозацеп джаззового типа крепится к обечайке двумя шурупами и нижней антабкой. Незакреплённый на деке эбеновый бридж позволяет отстраивать общую высоту струн и дополнительно юстировать мензуру путём перестановки обрезков ладовой проволоки в горизонтальных пазах. Декоративный флажок из перлоида украшен нарисованным на торце чёрным кантом.
Схема басса состоит из двух регулируемых по высоте синглов в металлических корпусах с клеймом "Hofner", закреплённых в привинченных к деке пластмассовых рамках, трёхпозиционного селектора датчиков, темброблока, смонтированного на имеющей крайне прихотливую форму пластине из трёхслойного целлулоида, и джекового гнезда на обечайке. Нижняя ручка - мастер-громкость, вторая - общий тембр. Эффект, включаемый верхним двухпозиционным ползунком, представляет собой, по сути, параметрический эквалайзер (смежная модель 5000/1В оснащалась бустером), частота которого регулируется верхней ручкой, а два дополнительных ползунковых переключателя позволяют управлять фиксированным смещением горба АЧХ. Питание схемы осуществляется от батарейки типа "Крона", закреплённой на металлической крышке, привинчивающейся к задней деке. Забавно, но в принципе конструкция звукоснимателей с вынесенными за катушку регулировочными винтами-магнитоводами, подозрительно напоминает "квазихамбакеры", ставившиеся на Свердловские ТОНИКИ.
Данный дедушка, ставший прототипом для множества басс-гитар (в том числе и отечественных), являет собой образец инструмента для басс-гитариста: начиная от короткой мензуры (760 мм), небольшого лёгкого корпуса, удобного неширокого грифа и заканчивая яркой атакой и возможностью нарулить практически любой звук, вплоть до варганного. Сустейном, впрочем, а также инфранизами инструмент не богат, что располагает к исполнению на нём бассовых соло в широчайшем стилевом диапазоне - от бита и психоделики до брит-попа и мадчестера. Короче, всё, кроме мeталла.

Данный экспонат, произведённый в начале 70-х, был любезно предоставлен МУЗЕУМу питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ