МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Alexandra Super-3

Электрогитара JOLANA Alexandra Super-3

Достаточно редкая наработка чехословацкого гитарного концерна JOLANA, появившаяся в 1970 году и пережившая почти полный ребрендинг три года спустя. Данное изделие Градцекраловских лютнеров по числу наворотов с полным основанием можно отнести к флагманским моделям фирмы.
Симметричный двурогий корпус, формой отсылающий нас к классике мирового гитарного мейнстрима – GIBSON ES-330, изготовлен из кленовой фанеры. Верхняя дека усилена двумя, а нижняя одной толстыми еловыми пружинами. Кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через трапецеидальный металлический некплейт. Эбеновая накладка размечена перлоидными дотами, продублированными на ребре. Верхний порожек алюминиевый. Гайка анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа. Украшенная гербовой декалью голова грифа снабжена установленными через небольшие металлические втулки раздельными колками с крупными "зализанными" пластмассовыми лопастями. Гитара выкрашена в весьма жёсткий санбёрст, а обе деки и гриф забраны однослойным кантом.
Струнодержатель-тремоло барабанного типа крепится к обечайке при помощи двух тяг с латунными крючками и позволяет работать рычагом на повышение и понижение строя. Незакреплённый на корпусе бридж является достаточно самостийной вариацией бриджа FENDER Jaguar: в углубления металлического основания (с фетровыми подклейками на опорах) запрессованы полиэтиленовые муфты, в которые вставляются две заострённые шпильки, ввинченные в литую силуминовую обойму и позволяющие регулировать общую высоту струн. Обойма имеет шесть параллельных деке отверстий с резьбой, в которые ввинчиваются стальные цилиндрические сёдла с вырезанными секторами для укладки струн, позволяющие тонкую юстировку мензуры каждой струны в отдельности. При работе рычагом обойма вместе с сёдлами покачивается на шпильках, обеспечивая достаточно точное возвращение строя. Штатно бридж укомплектовывался качельным демпфером с сурдиной из микропористой резины. Верхняя антабка большого диаметра прикручена шурупом через отверстие в некплейте, а нижняя представляет собой симпатичное чешское ноу-хау: вывинчивающуюся подстроечную отвёртку. Инструмент снабжён защитным флажком из весело гниющего со временем целлулоида (та же досадная хворь преследует и декоративную окантовку).
Схема инструмента являет торжество инженерной мысли над необходимостью и несколько отличается от более поздней инкарнации модели: мы имеем три регулируемых по высоте звукоснимателя типа Maestro (с меньшими корпусами и большим выхлопом, нежели у стандартных), обрамлённые пластмассовыми рамками, два галетных переключателя на рогах с металлическими клювами, напоминающими ставившиеся на "чешский леспол", мастер-громкость, регуляторы тембра бриджевого и среднего звукоснимателей и классическое болтообразное гнездо, установленное на обечайке через прямоугольный металлический джекплейт. Галетник на левом роге даёт три степени фиксированного обреза НЧ и чистый сигнал, а правый является селектором звукоснимателей с картой переключений "нек+бридж, нек, мидл, бридж".
Получившийся гештальт вызывает смешанные эмоции: это очень красивая гитара с мензурой 630 мм, достаточно удачной эргономикой и симпатичным винтажным голосом, удачно вписывающимся в широкий спектр актуальных для времени его создания стилей – от бита и лёгкого гаражного психодела до сермяжной эстрады. В то же время, назвать схему управления очевидной и предельно функциональной язык тоже не поворачивается.

Данный экспонат, судя по ряду морфологических признаков произведённый где-то в районе 1970 года, был любезно предоставлен МУZEUM'у питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2021 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ