Вероятно, самая изящная Чехословацкая полуакустика, которую я держал в руках. Согласно информации сайта
jolana.info, данная модель выпускалась на фабрике
гитарного концерна JOLANA, расположенной в
Градце Кралове с 1967 года, но ряд деталей указывает на её более раннее происхождение.
Форма корпуса, изготовленного из профилированной кленовой фанеры, разительно отличается от легендарной
Tornado
и напрямую восходит к общему прототипу даблкатевей-полуакустик – GIBSON ES,
и гораздо больше напоминает
её немецкую производную.
Кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами через трапецеидальный металлический некплейт. Накладка выполнена из
чёрного дерева и маркирована небольшими перлоидными дотами. Традиционный для социалистических
гитар нулевой лад отсутствует, его заменяет металлический порожек. Гайка анкера выведена в пятку грифа.
Небольшие аккуратные раздельные колки закрытого типа на две стороны также отличаются от типовых
JOLANA'вских. Мензура - 630 мм. Обе деки и гриф украшены нешироким белым кантом и выкрашены в очень красивый
медовый санбёрст, с течением времени несколько выгоревший. Помимо этого, от старости буквально пластами
начал отслаиваться нитроцеллюлозный лак.
Струнодержатель-тремоло по мотивам Bigsby, ставившийся на почти все Чехословацкие полуакустики, имеет
небольшое отличие от классического: лапки-зацепы, крепящие его к обечайке, не отлитые из силумина, а точёно-сварные.
Бридж на этом экземпляре тоже отличается от привычного силуминового с демпфером - он аналогичен ставившемуся на
парный басс,
незакреплённый на корпусе, с двумя регулирующими общую высоту стойками, соединёнными дополнительной стяжкой,
и раздельными плексигласовыми сухарями для точной
установки мензуры. Верхняя антабка стандартная, а нижняя - вывинчивающаяся подстроечная отвёртка. Над верхней
декой установлен симпатичный пикгард из очень красивого перлоида, несущий на себе надпись "Jolana".
Схема гитары достаточно проста и функциональна: два сингла Maestro ранней модификации - в фрезерованных
а не штампованных, как на
более поздних гитарах корпусах с перлоидными, а не чёрными вставками - трёхпозиционный тумблер переключения
звукоснимателей на нижнем роге, пятипозиционный галетник-варитон обрезных фильтров на верхнем, общие регуляторы
громкости и тона, а также классическое болтообразное гнездо, установленное на обечайке
через прямоугольный металлический джекплейт.
Как я уже говорил, Alexandra 2 совершенно дивный инструмент, она реально производит впечатление не серийной,
а мастеровой гитары (возможно, подход к их изготовлению действительно отличался в лучшую сторону от производства
массовых моделей). У неё прекрасный (для полуакустики) баланс, очень удобный гриф, и сногсшибательный экстерьер.
Звук насыщенный, богатый обертонами (хотя и несколько слабоватый) и замечательно подходящий для всех видов рок-
и поп-музыки 60-х годов - без исключения.
Данный экспонат, который по совокупности отличий от канонического вида (в т.ч. - отсутствие серийного номера) можно
приблизительно датировать 1965-67 годами, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Антоном
Greeb'ом НИКАНОРОВЫМ в 2011 году.
|