МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Alexandra

Электрогитара JOLANA Alexandra

Достаточно редкий сам по себе инструмент, а уж тем более - в наших широтах. Одна из ранних наработок пана РУЖИЧКИ, появившаяся на стапелях Градце-Краловской фабрики Чехословацкого концерна JOLANA в 1964 году, и выпускавшаяся с различными модификациями около четырёх лет.
Первое, что бросается в глаза - отличие обводов корпуса от ставшей каноном для Чехословацких полуакустик формы Tornado. Изгиб рогов гораздо больше напоминает форму рогов праматери всех дабл-катэвэй полуакустик GIBSON ES-335 или, если принять во внимание конструкцию корпуса, полуакустик. В самом деле, Alexandra не имеет центрального блока: её корпус состоит из двух слегка профилированных дек из кленовой фанеры, усиленных довольно толстыми продольными еловыми пружинами (две под верхней декой и одна под нижней), и толстой обечайкой из той же кленовой фанеры. Изящный гриф из цельного куска клёна с эбеновой накладкой, размеченной дотами из перлоидного пластика (обратите внимание на разметку первого и 13-го ладов), крепится к корпусу четырьмя шурупами через трапецеидальный металлический некплейт с изгибом. Нулевой лад отсутствует, его заменяет алюминиевый порожек. Гайка анкера под шлиц выведена в пятку грифа. На голове, отличающейся формой от последовавшей за данной моделью Alexandra 2, установлены обычные раздельные колки закрытого типа с несколько дисгармонирующими со всем обликом гитары карминово-леденцовыми лопастями. Мензура инструмента 630 мм. Обе деки и гриф украшены нешироким однослойным кантом и выкрашены в приятный медовой санбёрст (к глубочайшему сожалению, в силу неких химических причин, практически на всех известных экземплярах лаковое покрытие сходит с корпуса буквально пластами - и остановить этот процесс невозможно).
Струнодержатель-зацеп, украшенный геральдической литерой "J", крепится к корпусу двумя винтами и представляет собой обычную гребёнку (его укороченную версию наследовали бассы серии Alexis). Незакреплённый на корпусе металлический бридж дал, похоже, жизнь всем бриджам, ставившимся на гитары и бассы серии Star и часть полуакустик 70-х годов: он представляет собой металлическое корытце с двумя опорными стойками, регулирующими высоту, и раздельными сёдлами, позволяющими юстировать мензуру каждой струны в отдельности. От своих потомков бридж отличается дополнительной пластиной-стяжкой между опорами и прямоугольным сечением сёдел, к основанию каждого из которых приклеен крошечный кусочек зелёного фетра. Нижняя антабка представляет собой вывинчивающуюся регулировочную отвёртку, а верхняя, привинчивающаяся через дополнительное отверстие в некплейте - обычная крупная, сродни тем, что ставились на Diamant. Также в наличии пикгард из некогда нарядного перлоидного пластика, пожелтевшего за полвека, и украшенный выцветшим логотипом "Jolana".
Электроника гитары состоит из двух синглов, привинченных через прокладки из микропористой резины к пружинам верхней деки, трёхпозиционного селектора датчиков на нижнем роге, традиционного болтообразного гнезда с металлическим джекплейтом на обечайке - и двух сепаратных линеек регулировки датчиков, каждая из которых включает в себя регулятор обреза ВЧ с соосным выключателем обреза НЧ и регулятор громкости с тонкомпенсацией. Корпуса датчиков выфрезерованы из алюминиевых болванок (что напрямую отсылает нас к изделиям завода АККОРД), а их начинка представляет собой хорошо известный нам Brilant. Примечательно также, что алюминиевые ручки потенциометров собраны из двух частей: собственно ручки с накаткой и стопороным винтом и отдельной юбочки с лимбом.
С точки зрения эксплуатации данный шедевр Чехословацких лютнеров искренне радует любого поклонника винтажных гитар: он удобен, хорошо сбалансирован, достаточно лёгок - а уж про экстерьерные красоты можно и не говорить. К недостаткам инструмента можно отнести довольно малый выхлоп датчиков, снижение читаемости и тягу к заводкам на большом гейне - в остальном его яркий и насыщенный звук прекрасно впишется в любую музыку, современную ему, будь то биг-бит, рок-н-ролл, ритм-н-блюз или эстрадные шлягеры.

Данный экспонат, произведённый где-то в первой половине 60-х и не имеющий серийного номера, приехал в МУZЕУМ из Ярославля в 2013 году и был восстановлен питерскими гитарными мастерами Павлом ШУПИКОМ и Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ