МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Basso IX

JOLANA Basso IX

Бассовая версия знаменитой "отвёртки" - Star IX от чехословацкой фирмы JOLANA, запущенная в производство в 1967 году на Крновской фабрике концерна.
Форма и габариты ольхового корпуса этого басса в точности повторяют шестиструнную сестру - различие лишь во фрезеровке под электронику и тремоло. Гриф кленовый, некрашеный, с ореховой накладкой крайне малого радиуса, размеченной крупными перламутровыми точками. В наличие имеются нулевой лад и вклеенный белый пластиковый порожек. Шестигранная гайка анкера с отверстиями выведена в пятку. Достаточно крупная голова грифа, повторяющая абрис деки, не имеет наклона, поэтому снабжена традиционным скобообразным ретейнером. Колки одиночные, с достаточно тонкими валами и крупными "зализанными" лопастями из довольно ломкой пластмассы. Крепится гриф к корпусу четырьмя шурупами через металлический трапецеидальный некплейт.
Струнодержатель и бридж типовые, впоследствии использовавшиеся, скажем на Iris bass. Зацеп представляет собой прозаический железный уголок-гребёнку, прикрытый металлическим кожухом. Бридж - незакреплённый, в виде металлического корытца с цилиндрическими сёдлами, позволяющими точно выставлять мензуру каждой струны, установленного на две опорные винтовые стойки, дающие возможность регулировать высоту струн. Сверху сёдла закрыты эстетичной хромированной пластиной. Антабки стандартные JOLANA'вские, крупные, верхняя размещена на некплейте. Помимо этого, на задней стороне деки напротив бриджа имеются две крупные белые пластмассовые "заклёпки"-ножки, предотвращающие царапанье краски на корпусе в случае, если гитара лежит на полу или комбике плашмя. Предусмотрительность не лишняя, поскольку лакокрасочное покрытие (в данном случае - морковно-оранжевого цвета) имеет тенденцию к откалыванию, особенно на торцах деки.
Схема смонтированная на двух пикгардах из довольно хрупкого белого пластика, с нарисованными чёрной краской кантами, состоит из двух рельсовых синглов, галетного переключателя датчиков (нек, нек+бридж, бридж), трёхпозиционного общего переключателя фиксированных тембров (обрез НЧ, чистый звук, обрез ВЧ) и регулятора громкости. (Помимо этой существует модификация, на которой устанавливались синглы с регулируемыми магнитоводами.)
Звук у Basso IX, скажем так, неоднозначный. Самое толерантное определение - "нейтральный". Понятно, что небольшая лёгкая дека, конструкция бриджа и укороченная (774 мм) мензура не предполагают какого-то львиного рычания, но всё-таки от брата зажигательной Star IX хочется ждать хоть какой-то самобытности. В то же время, особых нареканий к эргономике инструмента, вопреки традиционной его славе, нет: баланс при игре на ремне вполне нормальный, с УРАЛ-бассом ни в какое сравнение не идёт. Игра сидя, впрочем, больше напоминает эквилибристику. В общем и целом, я бы рекомендовал этот басс для олдскульного пост-панка, а особенно - учитывая неординарную форму - для нововолновых экспериментов: там его холодный, лишённый эмоций голос будет, пожалуй, более чем уместен. Хотя, конечно, на этот счёт могут быть совершенно иные мнения.

Данный экспонат (серийный номер 7104) был любезно предоставлен МУЗЕУМу питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2011 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ