Ещё одна легенда Крновской фабрики чехословацкого гитарного концерна JOLANA, пришедшая в 1962 году на смену Futurama. На такой гитаре играл лидер
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Владимир РЕКШАН. Зрелище, боюсь, было достаточно комичное: двухметровый бородатый дядька с
маломензурной почти игрушечной гитаркой.
Аккуратная небольшая дека изготовлена из ольхи. Кленовый гриф с размеченной перламутровыми дотами накладкой из
ореха, нулевым ладом и алюминиевым порожком, крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через типовой трапецеидальный некплейт.
Перо грифа оборудовано общим скобообразным ретейнером. Колковая механика, прикрытая пластмассовым кожухом – типичная JOLANA'вская открытая раздельная
(для уменьшения расстояния между валами, стандартные станины колков заводским способом обрезались). Гайка анкера под плоскую отвёртку выведена в голову
грифа и прикрыта металлической крышечкой (сам анкер, по заветам Льва Крылова, закладывался в прикрытый вставкой из красного дерева паз с тыльной
стороны грифа).
Пружинное тремоло – типовое для Чехословацких гитар-досок,
по мотивам FENDER Jaguar. Бридж деревянный, нефиксированный,
с возможностью регулирования высоты струн и точной подстройки мензуры (длина струны регулируется путём переставления обрезков ладовой проволоки в
параллельных пропилах, точно такие же бриджи ставились два десятка лет спустя на гитары Борисовской фабрики). Антабки металлические, с достаточно
крупными шляпками.
Схема, смонтированная на пикгарде из выкрашенного с тыльной стороны белой краской оргстекла, предельно проста: два сингла Brilant, аналогичные
ставившимся ещё на ранние полуакустики типа Marina, трёхпозиционный
переключатель датчиков, регулировка общей громкости и тембра, а также стандартное болтообразное гнездо.
Я с трудом понимаю почему, но гитaра звучит просто офигенно. Может быть, дело в волшебстве
лютнеров города Крнова. Может быть, дело в дереве – Star V была снята
с производства в 1967 году, т.е. инструменту более сорока лет. Возможно, небольшая лёгкая дека с достаточно
большой полостью и нефиксированный деревянный бридж, установленный прямо на пластмассовый пикгард,
дают достаточно звона, а короткая (580 мм) мензура за счёт меньшего натяжения струн позволяет
скомпенсировать недостаток низов – но поиграв с датчиками можно получить любой звук от звонкого
лёгкого ритма на чистом канале до вполне мясного рыка на перегрузе.
Единственный недостаток этой Звезды – слишком маленькие габариты: и пальцам на грифе тесно (ширина у верхнего порожка около 38 мм),
и смотрится она несколько гротескно (эти недостатки были устранены в следующей версии,
Star VII).
Тем не менее, для женщин и детей (и для студийной записи, когда вас никто не видит),
лучшего инструмента придумать, кажется, невозможно. (По крайней мере, в 1974 году на Борисовской ордена "Знак почёта"
фабрике пианино имени 50-летия КПБ было налажено производство гитар
РИТМ-СОЛО, представляющих
почти точную копию "пятёрки" – с поправкой на элементную базу, конечно :)
Как выглядел настоящий экземпляр, изготовленный в 1964 году (серийный номер 510472), когда приехал в 2009 году из Владимирской области, можно увидеть
здесь – кажется, не нашлось ни одной детали, которая бы не была изуродована
рукастыми россиянами. Дальше, впрочем, произошло рукотворное Чудо, которое сотворил питерский гитарный мастер
Михаил МЕДВЕДЕВ.
|