МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


КРЕМОНА "JazzBass"

Басс-гитара КРЕМОНА Precison

Инструмент, выпускавшийся на фабрике "Казанлык" гитарного концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА в конце 80-х - начале 90-х. К этому времени большая часть музыкальных производств стран СЭВ кинулась догонять мировой гитарный мейнстрим, изготавливая инструменты, всё более напоминающие актуальные изделия классических брендов. Болгарские лютнеры также не остались в стороне от этого захватывающего процесса.
Дека инструмента, абрисом напоминающая классическую модель FENDER'овского басса JazzBass, изготовлена из елового блока, фанерованного кленовым шпоном. За счёт не очень глубоких фасок по периметру, корпус кажется довольно толстым, хотя на самом деле не отличается от своего забугорного прототипа. Кленовый гриф с маркированной небольшими дотами из чёрного пластика накладкой из граба крепится к деке четырьмя шурупами через небольшой прямоугольный металлический некплейт единого для всех болгарских электрогитар образца. Столь же стандартны колки и металлические втулки - единственным отличием от канона являются металлические, а не пластмассовые лопасти (на более поздних экземплярах устанавливались колки, более напоминающие оригинальные, с довольно толстыми штоками). Гайка анкера под внутренний ключ-пятёрку прикрыта небольшим пластиковым лепестком в восточногерманском духе. В силу отсутствия наклона головы, для обеспечения достаточного прижима струн к трёхслойному направляющему порожку и нулевому ладу, на голове грифа установлен скобообразный ретейнер, также пришедший из балканской классики. Корпус и гриф покрыты тонким слоем нитроцеллюлозного лака, при этом дека выкрашена в симпатичный весёленький санбёрст.
Комбайн струнодержателя отсылает нас к прототипу: он позволяет юстировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности при помощи раздельных подпружиненных цилиндрических сёдел установленных на Г-образном основании. Антабки - всё те же крошечные металлические пуговицы, не обеспечивающие достаточной надёжности для крепления ремня.
Электроника, частично смонтированная на пикгарде из четырёхмиллиметрового чёрного оргстекла, представлена двумя регулируемыми в двух плоскостях JazzBass'овыми синглами со сдвоенными винтами-магнитоводами, селективными регуляторами громкости, общим регулятором обреза ВЧ и джековым гнездом. Потенциометры снабжены крупными пластмассовыми ручками с рифлением по огибающей. Заземление струн наличествует.
Данное изделие болгарских мастеров традиционно вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, басс выглядит весьма убедительно, он безусловно удобен за счёт анатомических выборок в корпусе и вменяемого профиля грифа и имеет стандартную полную мензуру 860 мм. С другой стороны, звук у инструмента довольно плоский, отнюдь не изобилующий НЧ, и при всём богатстве сустейна откровенно слабый по нашим временам. Вполне возможно, что бОльшая часть нареканий вызвана несовершенством датчиков. В целом же можно порекомендовать изделие для традиционных и не экстримальных стилей в составах, где басс-гитара не является солирующим инструментом.

Данный экспонат, выпущенный где-то в конце 80-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у московским коллекционером Анной ЯНШЕК в 2016 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ