МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


КРЕМОНА Соло

Электрогитара КРЕМОНА

Изделие мастеров фабрики БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, расположенной в городе Казанлык, достаточно непрозрачно демонстрирует, что далеко не всегда головные предприятия заслуживают данный статус (Пловдивский ОРФЕЙ, являвшийся филиалом КРЕМОНЫ, на мой взгляд, несколько сильнее осчастливил человечество).
А, казалось бы, начиналось всё очень многообещающе. Корпус инструмента (чёрно-вишнёвый бёрст и неортодоксальная форма которого почему-то вызывают у меня безотчётные мрачные ассоциации с трансильванскими мадьярами и Бела Лугоши) изготовлен из сложнопрофилированного елового массива (верхняя дека усилена двумя цельнотёсанными пружинами) и довольно широких обечаек из еловой фанеры. (Помимо такой, встречается ещё "бюджетная" разновидность, идентичная по форме и фурнитуре, но с плоскими фанерными деками). Гриф кленовый, с плоской берёзовой накладкой, по болгарской традиции выкрашенной нитрокраской. Крепление грифа к корпусу – как на обычных акустических гитарах: один винт, проходящий сквозь пятку и вкручивающийся в латунную футуроку, ввинченную в верхний клёц. Разметка ладов - небольшие тонкие целлулоидные доты "под перламутр", довольно слабо держащиеся – при этом создаётся полное ощущение, что устанавливались они на глазок: ни о какой осевой симметрии говорить не приходится. 23 небольших латунных лада плюс нулевой. Очень тонкий трёхслойный верхний порожек врезан в накладку вопиюще косо. Колки – от акустических КРЕМОН, 2х3, с толстыми пластмассовыми валами под нейлоновые струны и крайне эстетичными "леденцовыми" перлоидными лопастями. Обе деки, эфы и гриф украшены худосочным белым кантом.
Струнодержатель прихотливой формы совмещён с хитрым пружинным тремоло, родственным тем, что устанавливались на полуакустики MUSIMA. Бридж позволяет регулировать высоту струн и подстраивать мензуру путём перестановки плексигласовых сёдел в пазах полиэтиленовой обоймы, вложенной в металлическую основу, покоящуюся на деревянном основании. Можно было бы сказать, что бридж не закреплён на корпусе, если бы не одно "но": к его металлической основе приварен кронштейн крепления нижнего датчика. Датчик не касается деки, однако его сигнальный провод не позволяет снять бридж. Аналогичным образом нековый датчик, привинченный к основанию ладовой пластины, затрудняет демонтаж грифа. Схема инструмента проста и наглядна - раздельные громкости звучков и общий тембр. Выход - канонический СГ-5, бесхитростно припаянный к квадратному металлическому джекплейту.
Получившийся инструмент вызывает чувства противоречивые. С одной стороны, он выглядит достаточно имозантно, имеет "стратовскую" мензуру 650 мм и в целом удобен. В неподключённом состоянии гитара звучит довольно громко, однако, по совокупности, способ крепления грифа, обилие пластмассы в бридже и слабые датчики сводят на нет весь потенциал корпуса. Звук у инструмента плоский, вызывающе среднечастотный, напоминающий звучание акустики с дешёвым пьезодатчиком. Путём заваливания СЧ на комбике можно добиться относительно сносного баланса, однако для игры аккордами "читаемость" всё равно недостаточна. Единственное применение, которое я могу придумать для этой КРЕМОНЫ - исполнение соло-партий с небольшим перегрузом в олдскульных стилизациях. Общая небрежность изготовления также не радует.

Этот экземпляр, изготовленный в январе 1978 года, приехал ко мне из Украины и был приведён в относительно пристойное состояние мастером Павлом ШУПИКОМ, окрестившим его "Record для бедных", в 2010 году. Этому же достойному лютнеру принадлежит удивительное открытие: при использовании первых трёх струн в диапазоне ниже 15-го лада, КРЕМОНА абсолютно достоверно воспроизводит звук балалайки или домры.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ