В Советском Союзе выпускалось всего две 12-тиструнные электрогитары - Ленинградская
МАРИЯ-Ритм и вот этот вот довольно редкий "Журавль" Ереванской фабрики музыкальных инструментов, запущенный в производство
ориентировочно в 1975 году.
Небольшая дека, формой отдалённо напоминающая, как ни странно, ЭЛЬТУ,
выполнена из букового щита, оклеенного с двух
сторон берёзовой фанерой. Мощнейший гриф из трёх кусков бука с буковой же накладкой не имеет анкера, что, собственно,
и объясняет его монументальность. Характерный белый порожек, склеенный из трёх слоёв целлулоида, нулевой лад и
разметка дотами из натурального перламутра - типичные для большей части Армянских электрогитар, равно как и
крепление грифа к корпусу посредством трёх шурупов, проходящих через металлический некплейт с выбитым на нём
серийным номером. Колки - две стандартные акустические планки 1х6 с силуминовыми штоками и явно выточенными вручную
втулками, крайне слабо держащимися в отверстиях. Мензура 650 мм. Дека и гриф окрашены чёрным полиэфирным лаком с эффектом
"звёздная пыль".
Струнодержатель - незамысловатый уголок с отверстиями под струны. Бридж - почти точная копия ставившихся на
Чехословацкие гитары JOLANA: незакреплённый на корпусе,
с возможностью подстройки общей высоты струн при помощи
двух винтовых стоек и раздельной юстировки мензуры (общей для парных струн). Антабки - также типовые для Еревана.
Схема - чудо логики разработчиков: 12-тиструнная гитара оснащена активной электроникой, но не логичным
для этого типа инструментов хорусом, а фуззом (вероятно, на пару с Новосибирской ЭЛЕКТРОНИКОЙ, это первый случай
использования build-in эффекта в СССР). Схема смонтирована на пикгарде из окрашенного с оборота чёрной краской
оргстекла и состоит из трёх эксклюзивных Ереванских синглов в металлических корпусах, четырёх кнопок П2К с точёными
круглыми металлическими кнопками (три из них коммутируют соответствующие датчики, а четвёртая включает фузз),
регуляторов общей громкости и тембра с массивными металлическими ручками и правоверного СГ-5 на ребре корпуса.
При любом режиме нековый датчик лишён высоких частот, а миддл и бридж - низких. Схема фузза,
смонтированная на печатной плате, питается от батарейки типа "Крона",
устанавливающейся в отсек на верхней деке, прикрытый металлической пластиной на винтах. Помимо подобной, существовала и более ранняя
модификация, на которой были установлены четыре звукоснимателя, управлявшиеся четырьмя осветительными клавишными
выключателями, сродни Ленинградской РИТМ-СОЛО (два ближних к
грифу датчика были включены в параллель).
Данное изделие Армянских лютнеров, к сожалению, признать удачным не получается. Плохо всё: и баланс, отсутствующий в силу явного перевеса
могучего грифа с обилием железа на голове, и нечеловечески толстый профиль, и скверные колки, и плоская накладка,
и погуливающий бридж, и неуместный фузз... Звук у инструмента слабый, безвольный, и, если честно, крайне невыразительный.
На перегрузе получается откровенная каша, с натяжкой пригодная для нойз-панка, шугейза и лоу-фая. Больше сказать о гитаре особо нечего - если не
принимать во внимание, что встречаются они ещё реже, чем пресловутые
Горынычи.
Данный экземпляр (серийный номер 384) 1975 года выпуска, приехал ко мне из Украины и был восстановлен мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2011 году.
|