МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


КРУНК 12-тиструнный

КРУНК 12-тиструнный


В Советском Союзе выпускалось всего две 12-тиструнные электрогитары - Ленинградская МАРИЯ-Ритм и вот этот вот довольно редкий "Журавль" Ереванской фабрики музыкальных инструментов, запущенный в производство ориентировочно в 1975 году.
Небольшая дека, формой отдалённо напоминающая, как ни странно, ЭЛЬТУ, выполнена из букового щита, оклеенного с двух сторон берёзовой фанерой. Мощнейший гриф из трёх кусков бука с буковой же накладкой не имеет анкера, что, собственно, и объясняет его монументальность. Характерный белый порожек, склеенный из трёх слоёв целлулоида, нулевой лад и разметка дотами из натурального перламутра - типичные для большей части Армянских электрогитар, равно как и крепление грифа к корпусу посредством трёх шурупов, проходящих через металлический некплейт с выбитым на нём серийным номером. Колки - две стандартные акустические планки 1х6 с силуминовыми штоками и явно выточенными вручную втулками, крайне слабо держащимися в отверстиях. Мензура 650 мм. Дека и гриф окрашены чёрным полиэфирным лаком с эффектом "звёздная пыль".
Струнодержатель - незамысловатый уголок с отверстиями под струны. Бридж - почти точная копия ставившихся на Чехословацкие гитары JOLANA: незакреплённый на корпусе, с возможностью подстройки общей высоты струн при помощи двух винтовых стоек и раздельной юстировки мензуры (общей для парных струн). Антабки - также типовые для Еревана.
Схема - чудо логики разработчиков: 12-тиструнная гитара оснащена активной электроникой, но не логичным для этого типа инструментов хорусом, а фуззом (вероятно, на пару с Новосибирской ЭЛЕКТРОНИКОЙ, это первый случай использования build-in эффекта в СССР). Схема смонтирована на пикгарде из окрашенного с оборота чёрной краской оргстекла и состоит из трёх эксклюзивных Ереванских синглов в металлических корпусах, четырёх кнопок П2К с точёными круглыми металлическими кнопками (три из них коммутируют соответствующие датчики, а четвёртая включает фузз), регуляторов общей громкости и тембра с массивными металлическими ручками и правоверного СГ-5 на ребре корпуса. При любом режиме нековый датчик лишён высоких частот, а миддл и бридж - низких. Схема фузза, смонтированная на печатной плате, питается от батарейки типа "Крона", устанавливающейся в отсек на верхней деке, прикрытый металлической пластиной на винтах. Помимо подобной, существовала и более ранняя модификация, на которой были установлены четыре звукоснимателя, управлявшиеся четырьмя осветительными клавишными выключателями, сродни Ленинградской РИТМ-СОЛО (два ближних к грифу датчика были включены в параллель).
Данное изделие Армянских лютнеров, к сожалению, признать удачным не получается. Плохо всё: и баланс, отсутствующий в силу явного перевеса могучего грифа с обилием железа на голове, и нечеловечески толстый профиль, и скверные колки, и плоская накладка, и погуливающий бридж, и неуместный фузз... Звук у инструмента слабый, безвольный, и, если честно, крайне невыразительный. На перегрузе получается откровенная каша, с натяжкой пригодная для нойз-панка, шугейза и лоу-фая. Больше сказать о гитаре особо нечего - если не принимать во внимание, что встречаются они ещё реже, чем пресловутые Горынычи.

Данный экземпляр (серийный номер 384) 1975 года выпуска, приехал ко мне из Украины и был восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2011 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ