МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


КРУНК двухгрифовый

Двухгрифовая электрогитара КРУНК

Один из самых удивительных, одиозных и редких жильцов моего постсоветского бестиария - единственный в СССР двухгрифовый монстр, выпускавшийся Ереванской фабрикой музыкальных инструментов, счастливо сочетающий в себе шестиструнную гитару и короткомензурный басс. Нельзя сказать, что армянские лютнеры были первопроходцами в деле подобных селекционерских изысков - ещё в 1960 году DANELECTRO выпустили свой Double Neck - но зато шли голова к голове с IBANEZ, чей Double Axe появился в 1974 году.
Дека причудливой формы, напоминающая аллегорическое изображение сиамских близнецов, построена из букового щита, оклеенного берёзовой фанерой. Оба грифа изготовлены по традиционной для Ереванских инструментов технологии - трёхкусковые, буковые, с буковой же плоской накладкой и не имеющие анкерных стержней. Колки на шестиструнном грифе - стандартные "акустические" на одной планке, а на бассовом - уникальные армянские, с пластиковыми лопастями, насаженными на крайне непрочные бронзовые шейки. Разметка ладов - круглые доты из натурального перламутра. Порожки из трёхслойного белого целлулоида как на Одесских гитарах. Мензура у гитарной "головы" - стандартные 650 мм, а у бассовой - укороченные (как и на всех отечественных басс-гитарах) 800 мм. Каждый гриф крепится к деке тремя шурупами через металлические некплейт. Оба грифа и корпус покрыты неубиваемым полиэфирным лаком с добавлением бронзового порошка, дающего характерный эффект "звёздная пыль". Небольшие аккуратные антабки обеспечивают относительно надёжное крепление ремня.
На шестиструнной половине установлен струнодержатель-тремоло по мотивам FENDER Jaguar, почти один в один скопированный с чехословацких гитар JOLANA серии STAR. Оттуда же позаимствован и незакреплённый на корпусе бридж, позволяющий подстраивать мензуру каждой струны и общую высоту. К сожалению, в силу достаточно большого расстояния между бриджем и струнодержателем, угол перелома струн через сёдла бриджа мал, что приводит к дребезгу и нестабильности строя. Струнодержатель бассовой половины представляет собой сложнопрофилированную массивную металлическую пластину, а бридж - простой, незакреплённый на деке брусок треугольного сечения, опирающийся на подставку через две винтовые стойки, регулирующие высоту.
Схема гитары состоит из трёх блоков, смонтированных на пикгардах из залитого с оборота чёрной краской оргстекла. "Гитарная" часть, почти повторяя распайку обычного шестиструнного КРУНКа, состоит из трёх Ереванских синглов в металлических корпусах и пятипозиционного варитона, позволяющего выбирать следующие режимы: нековый звучок с обрезом НЧ, средний датчик, средний датчик с обрезом НЧ, бриджевый звукосниматель, бриджевый звукосниматель с обрезом НЧ. Комбинации включения нескольких датчиков одновременно - невозможны. "Бассовый блок" состоит из двух аналогичных датчиков, подключённых по "немецкой" схеме - регулировка тембра осуществляется за счёт изменения баланса сигналов некового и бриджевого звукоснимателей. Нижняя панель несёт на себе регулятор баланса бассовых датчиков, общий регулятор громкости, выходное гнездо СГ-5, а также осветительный (!) выключатель, позволяющий коммутировать на выход сигнал либо с гитарной, либо с бассовой половины.
Если отвлечься от праздных мыслей о том, в каких ситуациях по замыслу разработчиков может пригодится подобный Змей Горынычь, инструмент не оправдывает возможных опасений. Вопреки ожиданиям, он не настолько тяжёл - из-за обширных выборок под электронику, а благодаря немалому верхнему рогу - имеет вполне нормальный баланс. Впрочем, пять с половиной килограммов на шее - это вряд ли очень удобно, если надо отработать целый концерт. Параллельные и довольно близко расположенные грифы не мешают левой руке, а вот узел крепления рычага тремоло несколько затрудняет игру на бассу. Звук у гитарной половины, равно как и у обычного шестиструнного КРУНКа, довольно яркий и звонкий, не теряющийся и при использовании умеренного перегруза. Бассовой части, по современным меркам, естественно, недостаёт низов, но олдскульное "пумканье" с плосконавитыми струнами звучит вполне убедительно. Единственный недостаток - несколько слабоватый выхлоп.

Данный экземпляр (серийный номер 089) приехал ко мне с Украины, и был восстановлен мастером Павлом ШУПИКОМ в 2010 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ