МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MARMA Automatic

MARMA Automatic

Данная разработка восточногерманской фирмы MARMA (Musikhaus am Rhein, Mainz) должна была произвести фурор на Ляпцегской ярмарке 1963 года. Собственно, её потрясающая ретрофутуристическая форма настолько примечательна, что в XXI веке канадская фирма EASTWOOD Guitars запилила её переиздание (кака бычьна, впрочем, предоставив дьяволу множество комфортабельных укрытий среди современных ширпотребных деталей). Вопреки ожиданиям, в 60-е Automatic не снискал себе бурной славы, выпускался с небольшими изменениями очень недолго, был довольно быстро снят с производства – поэтому число дошедших до нас экземпляров крайне невелико.
Небольшой тюльпанообразный корпус инструмента вовсе не является цельным, а изготовлен по схеме semi-solid: между двух берёзовых фаненок вклеена буковая обечайка, а посередине идёт махагоновый блок. Вклеенный гриф из трёх буковых брусков не имеет анкера. Палисандровая накладка размечена симпатичными ленточными маркерами. Верхний порожек трёхслойный, бело-красно-белый. На довольно крупной вычурной голове безо всяких втулок установлены классические раздельные колки Rubner. Что поражает, так это роскошная отделка инструмента: накладка забрана однослойным кантом, перо грифа двухслойным, нижняя дека четырёхслойным, верхняя дека шестислойным, а на всю ширину обечайку перекрывает роскошный тринадцатислойный кант! Лицевая сторона пера грифа оклеена белым целлулоидом и украшена объёмным пластиковым логотипом изготовителя.
Прикрытый массивным кожухом с характерными немецкими фасками по периметру струнозацеп-тремоло представляет собой копию изделия фирмы SCHALLER, также известного нам по западногерманским и болгарским инструментам. Массивный рычаг позволяет повышать и понижать строй. Незакреплённый на корпусе двухчастный кленовый бридж, выкрашенный в общей гамме инструмента в белый цвет, даёт возможность выставлять общую высоту и мензуру струн. Антабки – знакомые нам по ранним изделиям фирмы MUSIMA основательные рюмки (у части Automatic'ов нижняя антабка представляла собой крупный пластмассовый грибок).
Электрическая схема гитары состоит из двух нерегулируемых синглов RELLOG, смонтированного на нижнем пикгарде темброблока и пластмассового гнезда под джек, имеющего очень хрупкие крепёжные ушки и расположенного на обечайке вблизи нижней антабки. Темброблок представляет собой классический для восточных немцев канон: четырёхпозиционный галетный переключатель (бридж, нек + бридж, бридж с обрезом ВЧ, нек с обрезом НЧ), громкость, работающая только в первом положении варитона, и мастер-громкость.
MARMA Automatic, как и многие винтажные гитары, производит противоречивое впечатление. Это, безусловно, крайне импозантный, "мультяшный" инструмент с мензурой 640 мм, достаточно удобный и лёгкий. При этом межструнному расстоянию позавидует даже рассчитанный на гномов FENDER Mustang, а лёгкая дека в сочетании с длинным пером грифа создаёт определённый дифферент на голову. С точки же зрения звука инструмент, кстати, вполне неплох: хотя на чистом канале гитара не особо впечатляет, при включении перегруза картина меняется – вопреки ожиданиям, Automatic имеет достаточный сустейн и голос, хорошо вписывающийся в палитру актуальных к началу 60-х стилей.

Данный экспонат, произведённый где-то в районе 1963 года, приехал в МУZЕУМ из Александрии в руинированном состоянии, но был успешно восстановлен Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2021 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ