МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Адаптеризованная акустика МЭФМИ, арт. 410

Адаптеризованная акустика МЭФМИ

Возможно, самая первая серийно выпускавшаяся в СССР электрогитара: судя по всему, производство этих комбинированных устройств было начато Московской экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов в самом начале 60-х годов прошлого века, ещё во времена Совнархозов - и продолжалось десять лет без особых изменений.
Верхняя дека инструмента выполнена из весьма добротного елового массива, нижняя, как и обечайка - из берёзовой фанеры и лущёного шпона. Система пружин Z-образная, обычная для отечественных гитар массовых серий. Кленовый гриф, имеющий достаточно тонкий для акустики профиль, крепится к корпусу на винте, проходящем через пятку. Грушевая накладка размечена пластмассовыми точками, иногда имевшими смещение к краю накладки. Колковая механика (гитары выпускались в шести- и семиструнных вариантах) на двух планках, с расклёпанными в латунных шестернях металлическими валами. Верхняя дека забрана шестислойным деревянным кантом, нижняя - однослойным, а резонаторное отверстие украшено наборной деревянной инкрустацией (на более поздних инструментах использовалась кольцевая бумажная аппликация под лаком).
Нижняя кобылка кленовая, увеличенной из-за звукоснимателя высоты (по той же причине посадка грифа несколько выше, чем у обычной акустики), укомплектованная пластиковым нижним порожком. Нижняя антабка - традиционная пластмассовая кнопка.
Электрическая схема гитары состоит из привинченного к деке звукоснимателя в пластиковом корпусе и темброблока, смонтированного на пикгарде из белого пластика в вырезе обечайки левее грифа. Конструкция звукоснимателя, ставившегося также на гавайки МЭФМИ, довольно любопытна: он состоит из трёх или четырёх катушек от электрических реле и нескольких магнитов от дверных защёлок, смонтированных на общем каркасе-магнитоводе. Темброблок вопиюще прост: обрез ВЧ, общая громкость и разъём под радиовилку (на более поздних инструментах устанавливался уже "прогрессивный" СГ-5). Примечательно, что ручки потенциометров очень напоминают ставившиеся на Ленинградские РИТМ-СОЛО. Заземление струн, естественно, не предусмотрено. Аналогичная схема использовалась на прочих "электрогитарах", выпускавшихся под артикулом 410.
Если рассматривать звучание этого инструмента с точки зрения акустической, то адаптеризованная гитара МЭФМИ являет собой пример обычной хорошей советской гитары массовых серий c мензурой 610 мм - голос у неё достаточно громкий, не наполненный благородными басами, но вполне читаемый и внятный. При подключении мы имеем практически тот же самый звук, чуть более плоский, но вполне подходящий для исполнения романсов, КСП, цыганских песен и шансона. Возможны отдельные вылазки на территорию блюза и фолка, но их уместность определяется умением, желанием и конкретным экземпляром. Использование этой гитары с перегрузом возможно в области нойза и нарочито-грязного гаражного панка.

Данный экспонат, произведённый в 1970 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ