МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MIGMA/TACO Vibromatic

MIGMA Elektra


Собственно, Vibromatic - это название любопытного блока пассивной обработки звукового сигнала, разработанного сотрудниками восточногерманского Института музыкального приборостроения IFM и выпускавшегося фирмой радиоэлектронных компонентов SIMETO, располагавшейся в городе Клингентале и окормлявшей звукоснимателями и темброблоками практически всех производителей электрогитар в ГДР. Устройство изготавливалось в виде готового пикгарда (металлического или пластикового) и устанавливалось на изделия фирм MUSIMA, MIGMA, TACO и т.д. Поскольку данный инструмент не имеет никаких опознавательных знаков, указывающих на торговую марку, можно с известной долей вероятности считать, что он был выпущен мастерской Готтфрида Юбеля для одного из этих производителей.
Буковая дека инструмента типовой формы полностью оклеена красным целлулоидом. Безанкерный гриф, собранный из трёх кусков бука, вклеен в достаточно тонкий корпус, вследствие чего с течением времени зона кармана в деке слегка изгибается и расстояние между струнами и грифом уже не может быть скомпенсировано штатной регулировкой высоты бриджа. Палисандровая накладка размечена ленточными маркерами. Порожек трёхслойный, являющийся направляющей для нулевого лада. Установленные без втулок ранние колки RUBNER отличаются от более привычных поздних овальными лопастями, которые крепятся к штокам крошечными винтиками. Голова грифа оклеена с лицевой стороны белым целлулоидом, а общий праздничный вид гитары завершается однослойным кантом накладки.
Массивный струнодержатель-тремоло (послуживший прототипом для разработчиков гитары ТОНИКА) типовой для многих ГДРовских гитар, единственное отличие - крупные винты с головкой под крест, служащие для фиксации возвратных пружин (по какой-то причине практически все известные Vibromatic'и, независимо от производителя, имеют эту особенность). Регулируемый по высоте бридж снабжён раздельными роликовыми сёдлами, позволяющими юстировать мензуру каждой струны в отдельности. Антабки - традиционные для немецких инструментов петельки под карабины.
Схема гитары, смонтированная на двухслойном пикгарде из "прогрессивного" на тот момент децелита (ПВХ), состоит из двух регулируемых по высоте синглов, темброблока, пластмассового выходного гнезда под джек и, собственно, блока Vibromatic. Темброблок является вариацией общенемецкого канона: галетный переключатель позволяет выбрать один из четырёх пресетов - "банджо" (полный обрез НЧ), "ритм" (включается нижняя ручка громкости), "соло" (чистый сигнал) и "ширинг" (полный обрез ВЧ). Средняя ручка регулирует баланс между датчиками. Регулировки амплитудного вибрато простые: нижняя ручка уровень эффекта, верхняя - частота модуляции. Самое волшебное в этом устройстве - его электромеханическая реализация на полностью пассивной схеме: между двух катушек на плоской пружине колеблется магнит, наводя в катушках ЭДС, которая в пиковых значениях открывает диодный мост и стравливает выходной сигнал гитары на землю. Частота колебания магнита в известных пределах регулируется путём приближения/удаления второго магнита. Всё! Заземление струн не предусмотрено.
С точки зрения музыкального инструмента, данное изделие саксонских лютнеров производит двойственное впечатление. С одной стороны, это очень эффектная, удобная гитара с мензурой 640 мм и явно непоточной выделкой. С другой стороны, схема темброблока не сказать, чтобы идеальна, выхлоп датчиков довольно слаб, а блок виброматика жрёт мощность полезного сигнала нипадецки. В итоге мы имеем довольно специфический инструмент, ограничеено подходящий для сёрфа, и интересный, главным образом, своей феерической начинкой.

Данный экспонат, произведённый в районе 1961-62 гг. и восстановленный Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2018 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ