МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MONI Solo

Электрогитара MONI Solo

Очень редкий инструмент, недолго выпускавшийся с середины 60-х годов фабрикой музыкальных инструментов в венгерском городе Сегед. Основной продукцией фабрики, закрывшейся только в 2003 году, были классические струнные инструменты - скрипки, виолончели и т.д., поэтому можно считать производство электрогитар (помимо шестиструнного Solo выпускались бас Bassus, короткомензурка Second, электрогитара с каплевидным корпусом и пара адаптеризованных акустик REGINA) побочным - с соответствующим к нему отношением.
Корпус инструмента, формой подозрительно напоминающий итальянскую CRUCIANELLI Elli Sound, изготовлен по типовой для большинства бюджетных солидбоди-гитар (типа EGMOND'а или ЭЛЬТЫ): между деками из толстой фанеры вклеена неширокая обечайка, плюс небольшие усиливающие бруски в районе тремоло и кармана грифа. Безанкерный буковый гриф с маркированной перлоидными дотами и выкрашенной в чёрный цвет накладкой крепится к корпусу двумя шурупами. Вероятно, место крепления грифа является главной проблемной зоной инструмента: фактически можно сказать, что гриф прикручен к тонкой фанере нижней деки, что достаточно плачевно сказывается на механической надёжности конструкции. Перо грифа оклеено красивым белым перлоидом с нанесённым по трафарету наименованием модели. Колковая механика открытого типа на одной планке 1х6 установлена без втулок. Поскольку наклон головы грифа отсутствует, для надёжного прижимания струн к верхнему порожку из прозрачного оргстекла существует металлический ретейнер. Корпус и гриф красились нитроэмалью, которая с течением времени начинает осыпаться хлопьями.
Струнодержатель-тремоло, выполненный по столь любимой всеми социалистическими гитарбилдерами схеме FENDER Jaguar, позволяет работать рычагом на повышение и понижение строя - закавыка только в непродуманном механизме крепления рычага, препятствующем этой работе. Незакреплённый деревянный бридж с параллельными прорезями под обрезки ладовой проволоки, позволяющими в определённых пределах подстраивать мензуру каждой струны, установлен на двух металлических опорах с шайбами, регулирующими общую высоту конструкции. Антабки - металлические втулки небольшого диаметра, при этом верхняя расположена на внутренней стороне рога, как на японских гитарах.
Схема инструмента, смонтированная на пикгарде из перлоидного целлулоида с набитым по трафарету названием гитары, состоит из двух регулируемых по высоте синглов в металлических корпусах, двух селективных громкостей датчиков, судя по пиктограммам на пикгарде призванными отвечать за НЧ и ВЧ, и гнезда СГ-5 на обечайке. Датчики залиты парафином, поверх которого с внутренней стороны наклеена фольга с оттиснутыми словами "Magas" и "Mely" - "высокий" и "низкий" соответственно, что предполагает нехарактерную для социалистических гитар дифференциацию звукоснимателей. В силу распада или улетучивания пластификатора, материал пикгарда высох и стал чрезвычайно хрупким.
Впечатление данное порождение мадьярского гения вызывает двойственное. С одной стороны, общее ощущение примерно как от ЭЛЬТЫ - артельная поделка. С другой, безусловно, определённый шарм у гитары наличествует, плюс аура старины, плюс некоторая экзотичность - венгерские электрогитары попадаются в наших широтах крайне редко. В целом, MONI Solo довольно любопытный инструмент, с нормальным балансом и мензурой 630 мм, обладающий достаточно обычным голосом и ориентированный на исполнение в стилях, аутентичных эпохе его производства. К недостаткам гитары можно отнести слабый узел сочленения грифа и корпуса (из-за чего высота струн над грифом просто чудовищная), достаточно небольшой выхлоп датчиков и непродуманную систему крепления рычага.

Данный экспонат, произведенный где-то в конце 60-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у московским коллекционером Андреем ПОПОВЫМ в 2016 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ