МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MUSIMA Spezial

Электрогитара MUSIMA Spezial

Весьма внушающий инструмент производства гиганта Восточногерманского гитаростроения фирмы MUSIMA, располагавшейся в ГДР'овской Мекке музыкальных инструментов, городе Маркнойкирхен. Семейство, в которое входил Spezial, представляло собой одну из боковых ветвей генеалогического древа MUSIMA, бывшего весьма разветвлённым до конца 60-х, когда путём усекновения большей части линий, был установлен некий генеральный догмат.
Корпус этого инструмента, сильно напоминающий производную от ROGER Junior, изготовлен по схожей технологии: сложнопрофилированные деки из ёлки с характерно "сплющенными" эфами (при этом верхняя дека усилена двумя продольными пружинами), некрупные еловые клёцы и кленовая обечайка. Ранние, акустические варианты имели корпуса в полную толщину, более поздние превратились в т.н. "полудеки". Безанкерный гриф, состоящий из переклея буковых и кленовых брусков (что сообщает ему необходимую прочность) крепится к корпусу металлическим винтом с головкой под квадратный ключ, проходящим сквозь пятку и ввинчивающимся в крупную латунную футуроку в верхнем клёце. Накладка палисандровая, маркированная трапецеидальными перламутровыми инлеями (на более ранних экземплярах маркеры были ленточного типа). Верхний пластиковый порожек трёхслойный, являющийся направляющей гребёнкой для нулевого лада. Колки с шестигранными втулками - две планки с леденцово-перламутровыми лопастями. Обе деки украшены шестислойным кантом, а гриф и эфы - однослойным, при этом голова грифа с лицевой стороны оклеена белым целлулоидом в который врезан логотип, полученный путём гравирования кусочка чёрного пластика с последующим заполнением канавок белой мастикой.
Металлический струнодержатель - одного из трёх стандартных типов для немецких гитар того периода, состоящий из треугольного зацепа, прикрученного к нижнему торцу обечайки, и собственно струнодержателя, аналогичного ставившемуся на MUSIMA Record. Незакреплённый на деке деревянный бридж также типовой, "с полосками", позволяющий регулировать общую высоту струн - аналогичные бриджи ставились на более дешёвые, нежели Record, полуакустики. Нижняя антабка на данном экспонате - трогательно-деревянная, украшенная пластиковой точкой. Пикгард - не совсем стандартный для MUSIMA'вских гитар, белый с двухслойным кантом, крепящийся металлическими кронштейнами к обечайке и грифу.
Схема Spezial'а крайне проста: звукосниматель RELLOG, врезанный прямо в висящий над декой хвост грифа, и металлические втулки под радиовилку в пятке грифа. Для усиления сигнала и вящей красоты, в накладку над датчиком врезана металлическая пластина-магнитовод с названием производителя звукоснимателя. На более поздних инструментах устанавливались два датчика Simeto и темброблок, выполненный в соответствии с общенемецким каноном.
Как музыкальный инструмент Spezial, действительно, неплох: у него классическая немецкая мензура 640 мм, хорошийй баланс, и, безусловно, весьма благородная винтажная внешность. Голос у Spezial'а отчётливо среднечастотный, достаточно чёткий, банджевого оттенка, с некоторым завалом ВЧ. К недостаткам гитары можно отнести слабоватый по нынешним запросам выхлоп датчика, отсутствие заземления струн и отклеивающийся через полвека верхний клёц - вследствие чего гриф всё больше поднимается над декой, упираясь в неё хвостом, который, в силу наличия большой выборки под звукосниматель, легко отламывается. В целом, Spezial можно смело рекомендовать для всего спектра антикварных стилей - джазз, ритм-н-блюз, рок-н-ролл звучат на нём более чем аутентично. В более тяжёлые области вылазок лучше не делать.

Данный экспонат, который по совокупности ряда признаков можно достаточно чётко датировать 1959-61 годом, приехал ко мне с Украины в состоянии полных дров и в течение полутора лет находился на излечении у мастера Романа НОВОСЕЛЬЦЕВА, параллельно обрастая недостающими деталями - чтобы во всём своём блеске украсить МУZЕУМ в 2015 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ