МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ORFEUS Bass

Электрогитара ORFEUS Bass

Выпускавшийся с начала 80-х годов прошлого века Болгарским предприятием СД-клон-МЕБЕЛ-Пловдив басс, за характерный внешний вид любовно прозванный в народе "матрасом", инструмент, в действительности, опровергающий традиционное невысокое мнение о балканских инструментах (в самом конце, уже на развалинах Империи, он носил имя PULDIN).
Данная модель по паспорту числится "Многопластова", что исчерпывающе характеризует её строение: корпус басса, непрозрачно восходящий формой к классическому FENDER Precision bass, выполнен из мощнейшего переклея разнообразных пород дерева. Незыблемой константой оставалась лишь центральная еловая балка, в остальном породы могли варьироваться. В данном случае мы имеем массивные уши из красного дерева и вставки из ясеня, разделённые тонкими слоями махогона (так же часто встречается разновидность, полностью аналогичная по составу материалов парной ЭГ ORFEUS Solo). Не менее замечательное строение и у грифа: это переклей трёх кусков ясеня, разделённых узкими полосками красного дерева. Из красного дерева выполнена и накладка, промаркированная небольшими дотами на 5, 7, 12 и 17-ом ладах, снабжённая пластмассовым порожком и латунными ладами. Голова грифа не имеет наклона, поэтому для первой и второй струн предусмотрен ретейнер. Колки нового Болгарского образца, снабжённые втулками, достаточно массивные и надёжные, за исключением несколько слабоватых лопастей. Гайка анкера пулеобразная, с отверстиями под вороток, выведена в голову. Гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами через металлический некплейт, унаследованный ещё от древнего Пловдивского басса, при этом - и это, вероятно, главный недостаток инструмента - наклон его к деке отрицательный, т.е., для нормального функционирования необходимо либо перефрезеровывать пятку, либо подкладывать проставки.
Конструкция и внешний вид струнодержателя, позволяющего регулировать высоту и мензуру каждой струны в отдельности, позаимствованы у заокеанского прототипа. Удивительным можно считать тот факт, что при столь прогрессивном подходе струны оставлены незаземлёнными. Антабки - похожие на JOLANA'вские, но выполенные из алюминия (помимо таких, ставились и стандартные рюмки).
Схема басса, смонтированная на пикгарде из фольгированного гетинакса (на некоторых версиях пикгард сверху красился легкостираемой чёрной краской), класическая - один сингл, громкость и тон. Сам звукосниматель имеет довольно хитрую конструкцию из мощного сердечника, проходящего через задекорированное белой овальной заглушкой отверстие в деке, надетой на него катушки в 8 кОм, и основания с двумя рядами приклеенных магнитов, привинчивающегося снизу к пикгарду. Собственно, за счёт почти полного экранирования катушки, фон при незаземлённых струнах вполне терпимый.
С точки зрения собственно игровых качеств, ORFEUS Bass вызывает ощущения самые хорошие: это полномензурник (860 мм), с нормальным балансом и наличием заветной "рыкающей" форманты в голосе, выгодно отличающей его от немецкого брата. К недостаткам можно отнести изрядный вес, несколько слабоватый выхлоп и довольно толстый гриф, зачастую требующий дополнительной обработки (впрочем, на этом бассу гриф от природы имеет удобный U-образный профиль). В целом это вполне полноценная басс-гитара, пригодная для всего диапазона рок- и поп-музыки, от кантри до хард-рока - да какая красивая! Отличный солидный басс для здорового мужика.

Данный экспонат 1989 года выпуска был любезно предоставлен МУZЕУМ'у питерским музыкантом Антоном Greeb'ом НИКАНОРОВЫМ в 2011 году.



ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ