МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ОРФЕЙ Хеброс-Супер Басс

ORFEUS Хеброс-Супер Басс

Басс-гитара семейства "Хеброс", выпускавшаяся с конца 60-х годов прошлого века Пловдивским филиалом болгарского концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА – фабрикой СД-КЛОН-МЕБЕЛ. Инструмент отражает все особенности балканского гитаростроения.
В отличие от привычных в наших широтах фанерных Хебросов, усиленных центральным сустейн-блоком, этот полностью пустотелый инструмент имеет профилированные еловые деки, украшенные так называемой "германской резьбой" – углублением по периметру. Верхняя дека усилена двумя продольными пружинами, составляющими единое целое с основным массивом. Обечайка изготовлена из бука. Гриф, вопреки заявленному в каталоге явору, склеенный из буковых брусков, крепится к корпусу тремя шурупами, расположенными в форме буквы "Г". Размеченная прямоугольными инлеями буковая накладка с латунными ладами по болгарской традиции выкрашена нитрокраской в чёрный цвет. Верхний врезной порожек из коричневого целлулоида служит направляющей для нулевого лада. Достаточно тонкое перо грифа под натяжением струн за долгие годы естественным образом выгибается вперёд, но каких-либо фатальных последствий это не имеет, поскольку на ней установлен общий металлический ретейнер. Гайка анкера под накидной ключ выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидной крышечкой. Раздельные открытые колки с крупными пластмассовыми лопастями являются болгарской версией немецких колков RUBNER – основное отличие от прототипа (помимо определённой грубости исполнения) заключается в наличии небольшого бортика по периметру станин с тыльной стороны. Инструмент выкрашен нитрокраской (с течением времени начинающей шелушиться) в довольно грубый красно-чёрный бёрст. Обе деки забраны пятислойным кантом, а гриф и f-образные апертуры - однослойным.
Хромированный джаззовый струнодержатель-трапеция, послуживший образцом для Ленинградских лютнеров, состоит из зацепа с крючком, прикрученного (вместе с нижней антабкой) шурупом к обечайке, за который цепляется прутковая рамка с мощным латунным бруском, имеющим отверстия под струны. Выкрашенный в чёрный цвет кленовый бридж с обычными шурупами в качестве сёдел, регулирующих высоту струн, не закреплён на деке (на более поздних инкарнациях устанавливались столь же типовые металлические бриджи). Солидные антабки изготовлены из латуни, при этом верхняя прижимает бочкообразный "некплейт" из чёрного целлулоида, прикрывающий головки крепящих гриф шурупов.
Схема инструмента проста и очевидна: два типовых нерегулируемых сингла с тремя квадратными магнитами в металлических корпусах, прикрученные к деке шурупами через чёрные пластмассовые разновысотные обоймы, раздельные регуляторы уровня датчиков, общий тембр и гнездо СГ-5, установленное на обечайке. Как говорится - ничего лишнего. Вставки в звукосниматели изготовлены из листовой фотоплёнки.
Получившийся инструмент вполне адекватно передаёт дух породившей его эпохи: это вполне эстетичный короткомензурный (754 мм) басс, обладающий достаточно убедительным голосом с нотками благородного порыкивания, хорошо вписывающимся в актуальные для своего времени стили – бит, буги-вуги, лёгкий джазз и даже протохард-рок идут на ура. Я не буду заливать про бесконечный сустейн или инфранизы, но зато инструмент хорошо читается в миксе. К недостаткам гитары можно отнести не самый идеальный баланс и не самый мощный выхлоп (зато профиль грифа подозрительно удобен).

Данный экспонат, по совокупности признаков (крышка анкера, ручки, звучки) произведённый в конце 60-х годов, любезно предоставленный МУZЕУМ'у Андреем ВЫГОННЫМ, был восстановлен Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2022 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ