МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ОРФЕЙ Хеброс-Супер

ORFEUS Хеброс-Супер

Не самый распространённый инструмент, выпускавшийся на Пловдивской фабрике СД-КЛОН-МЕБЕЛ музыкального концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Поскольку данные по номенклатуре болгарских инструментов недавно были рассекречены, теперь мы знаем название точное название этой модели – Хеброс-Супер. Название отражает некоторую делюксовость этого инструмента по сравнению с хорошо известным нам "Хебросом".
От своего условного младшего собрата рассматриваемый инструмент имеет, впрочем, ряд принципиальных конструктивных отличий. У гитары отсутствует центральный блок, а обе профилированные деки вырезаны из цельного елового массива как у 12-тиструнного "Рожена", но глубина "немецкой резьбы" по периметру намного больше. Верхняя дека усилена двумя продольными пружинами, а обечайка выполнена из массива бука. Буковый гриф с буковой же накладкой, выкрашенной в чёрный цвет и маркированной прямоугольными маркерами из красивого перлоида, крепится к корпусу четырьмя шурупами. Колки 2х3 имеют на штоках пластиковые насадки как на гитарах с нейлоновыми струнами. Довольно тонкая голова грифа, с течением времени стабильно выгибающаяся вперёд, снабжена простеньким металлическим ретейнером, прижимающим струны к врезному направляющему порожку из того же перлоида, что и маркеры. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта крышечкой из тонкого чёрного целлулоида (из аналогичного материала сделан и декоративный некплейт, фиксирующийся верхней антабкой и прикрывающий головки шурупов, крепящих гриф). Обе деки украшены пятислойным кантом, а гриф и эфы - однослойным.
Струнодержатель-тремоло внешне напоминает аналогичный узел "Рожена", но технологически собран из гораздо большего числа деталей, что косвенно указывает на его более раннее происхождение. Незакреплённый бридж, установленный на деревянном основании с двумя шпильками и шайбами, позволяющими регулировать высоту струн, укомплектован сёдлами из оргстекла, дающими возможность отстраивать мензуру каждой струны в отдельности. Довольно крупные антабки большого диаметра выточены из латуни.
Электрическая схема инструмента состоит из трёх синглов "М 358", с натягом посаженных в прикрученные к деке пластмассовые обоймы, раздельных регуляторов громкости звукоснимателей и общего тона, снабжёнными пластиковыми ручками с металлическими вставками. Гнездо СГ-5 расположено на обечайке. Заземление струн не предусмотрено.
Данный ОРФЕЙ представляет собой довольно любопытный инструмент: это достаточно удобная полуакустическая гитара с мензурой 630 мм, нормальным балансом и весьма импозантно вглядящая. В неподключённом варианте гитара совершенно не поражает воображение: звучание коробчатое с явным преобладанием верхней середины. При подключении всё меняется кардинально - звук полный, насыщенный, хорошо сбалансированный - возможно с лёгким недостатком сустейна, но неплохо уживающийся с перегрузом и подходящий для широкого спектра стилей. Естественно, существовала и парная басс-гитара.

Этот экспонат, выпущенный судя по элементам фурнитуры в конце 60-х, был любезно предоставлен МУZЕУМу питерским коллекционером Алексеем "Baza" ЯКОВЛЕВЫМ в 2017 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ