МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ORPHEUS "Рекорд"

Электрогитара ORPHEUS Рекорд

Умело комбинируя элементы дизайна и фурнитуры болгарские мебельщики ухитрились создать практически неисчерпаемый модельный ряд гитар, который непрерывно пополняется всё новыми и новыми невиданными ранее инструментами. К настоящему моменту известно более семидесяти (!) инструментов, изготавливавшихся на Пловдивской фабрике СД-КЛОН-МЕБЕЛ (это без учёта продукции материнского предприятия БЪЛГАРСКА КРЕМОНА). Понятно, что массовых, широко поставлявшихся в СССР моделей из них было полтора десятка, а остальные являют собой натуральную терру инко-гниду. Один из относительно ранних экземпляров, за чисто визуальное сходство со знаменитой немецкой гитарой названный условно "Рекордом", мы и рассмотрим.
Солидный корпус с одним вырезом состоит из двух дек из профилированного елового массива и буковой обечайки. Деки имеют по периметру небольшое углубление, так называемую "германскую резьбу", верхняя дека при этом усилена двумя цельнотёсанными пружинами. Буковый гриф крепится к корпусу тремя шурупами, прикрытыми бочонкообразным некплейтом из чёрного целлулоида. Гриф не имеет анкера, но за прошедшие полсотни лет не притерпел никаких искривлений – при том, что инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные". Буковая накладка, размеченная четырьмя сиротливыми пластиковыми дотами, выкрашена чёрной эмалью. Врезной верхний порожек из белого пластика служит направляющей для нулевого лада. Достаточно тонкое перо грифа за долгие годы, естетственным образом выгнулось вперёд, но благодаря общему широкому ретейнеру никаких отрицательных последствий это не возымело. Колки на двух планках, явно навеянные изделиями немецких механиков, имеют тем не менее основания из достаточно тонкого металла, что не идёт им на пользу. Гриф и эфы украшены однослойным кантом, а обе деки – трёхслойным, при этом верхняя дека выкрашена в совершенно немецкий трёхцветный бёрст, а нижняя и обечайка – в характерный болгарский tiger burst.
То, что пловдивские лютнеры внимательно следили за своими германскими коллегами, очевидно: конструкция зацепа-качалки воспроизведена один в один, за исключением крепления обычного болгарского струнодержателя-трапеции с массивным латунным блоком. Под основание прищепки, крепящейся к обечайке только одним шурупом, подложен небольшой кружок из зелёного фетра – во избежание порчи ЛКП корпуса. Вопреки опасениям, узкое основание не проламывает деку, поскольку прямо под ним располагается клёц. Длиннющий рычаг позволяет в некоторых пределах повышать и понижать строй. Незакреплённый на деке бридж состоит из небольшого деревянного основания с двумя шайбами, регулирующими общую высоту, и тонокстенного металлического корытца с раздельными плексигласовыми сёдлами. Покрытые лаком антабки изготовлнны из латуни, имеют в сечении полукруглый профиль с узкой проточкой под весьма токий ремешок.
Схема инструмента проста и лаконична: два трёхмагнитных сингла, намертво привинченных через пластмассовые ванночки к корпусу, раздельные регуляторы громоксти звукоснимателей, общий тембр и гнездо СГ-3 на обечайке. Надписи в окошечках датчиков выполнены на трогательных кусочках фотоплёнки с подкладкой из фрагментов страниц амбарной книги. Заземление струн не предусмотрено.
Рассматриваемый шедевр балканского гитаростроения вызывает вполне тёплые чувства: это лёгкая, эффектная гитара с мензурой 625 мм и тёплым, мягким голосом, прекрасно подходящим к лёгкому джаззу, эстрадным номерам и биту. К недостаткам инструмента можно отнести несколько толстоватый гриф, достаточно узкую специализацию и – безусловную редкость.

Данный экспонат, по совокупности внешних признаков произведённый в самом конце 60-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУЗЕУМ'у гитаристом питерской группы СУПЕРСТРУНЫ Евгением ЛЫКОВЫМ в 2021 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ