МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ORFEUS Рожен

Электрогитара ORFEUS Рожен

Этот инструмент, выпускавшийся Пловдивским филиалом фирмы по производству музыкальных инструментов БЪЛГАРСКА КРЕМОНА с первой половины 70-х годов прошлого века, вызывает довольно противоречивые чувства. С одной стороны, при его проектировании болгарские лютнеры явно позволили себе чуть больше, чем следовало, с другой - это действительно единственный инструмент в моей коллекции, купленный именно за звук (хотя, возможно, и под влиянием минутного порыва).
Данное чудо, вопреки распространённым представлениям о невысоком качестве болгарских инструментов, сделано по всем канонам изготовления полуакустик. Обе деки представляют собой профилированный вручную еловый массив, с цельнотёсанными пружинами (то, что изнутри эти деки выглядят довольно стрёмно - никак не сказывается на звуке). Обечайка двусхлойная, внешний слой буковый, внутренний - ель. Традиционно слабое место этих гитар - склейка нижней деки и обечайки в районе струнодержателя. Покраска деки своим цветом явно отсылает нас к полуакустикам GRETSCH, а качество наглядно демонстрирует превосходство Пловдивской фабрики над Казанлыкской. Гриф буковый с кленовой накладкой, выкрашенной чёрной краской, крепится на четыре шурупа. Место крепления задекорировано бочкообразным некплейтом из чёрного целлулоидa, зафиксированного верхней антабкой. Мензура обычная для болгарских гитар, 630 мм. Слабым местом является также одиночная колковая механика - довольно часто отламываются пластмассовые лопасти и срезаются зубцы шестерней.
Достаточно революционным решением можно считать установку на 12-тиструнную гитару тремоло - и без того сложно настраиваемый инструмент получает дополнительный стимул к детонированию, хотя, надо признаться, звуки из него можно извлекать поистине космические. Бридж не закреплённый на корпусе, с алюминиевыми сухарями, позволяющий выстраивать мензуру и высоту струн.
Лаконичная схема, полностью аналогичная цельнокорпусному брату, состоит из размещённых в парных пластиковых обоймах сдвоенных мощных (10-11 кОм) синглов "М 358" в металлических корпусах с окошечками, закрытыми отпечатанными на обычной фотобумаге надписями "Orpheus", раздельных регуляторов громкости и общего тона. Выход - православный СГ-5.
С точки зрения эргономики тяжёлая, увешанная железом голова грифа, безусловно вызывает лёгкий дисбаланс, но в терпимых пределах. Зато звук у гитары - офигенный. Яркий, чёткий и очень зажигательный. Помимо очевидного использования в фолк-роковых и психоделических проектах, гитара со снятыми парными струнами идеально подходит для рокабилли, сайко, рок'н'ролла и прочих ретро стилей.

Данная гитара 1983 года рождения восстановлена в 2009 году мастером Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ