Довольно любопытная 12-тиструнная гитара, по болгарской традиции носящая "географическое" название, и
выпускавшаяся Пловдивским филиалом концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА фабрикой СД-КЛОН-МЕБЕЛ. Судя по
количеству известных экземпляров на постсоветстком пространстве, данная модель в СССР не поставлялась.
Корпус, изготовленный из елового блока, оклеенного с двух сторон фанерой, своей формой напоминает скрипку,
побывавшую в гостях у Дали. Буковый гриф округлого профиля крепится к деке четырьмя шурупами
через прямоугольный металлический некплейт, стандартный для нескольких поколений
болгарских электрогитар. Украшенная
белым кантом накладка с достаточно аккуратными латунными ладами, изготовлена из красного дерева, выкрашена
по традиции в радикально-чёрный цвет и размечена на 5-м, 7-м, 12-м и 17-м ладах небольшими белыми дотами.
Верхний порожек из тонкого белого пластика является направляющей гребёнкой для нулевого лада. Голова грифа,
явно имеющая некоторое отношение к FENDER Coronado-XII, не имеет наклона, поэтому снабжена скобообразным
ретейнером. Гайка анкера под накидной ключ выведена в голову и прикрыта целлулоидной крышкой. Колки -
стандартные для гитар производства НРБ - раздельные, открытого типа, с плоскими ромбическими основаниями.
Корпус выкрашен роскошной золотой краской и имеет по периметру узкую полоску белого канта, условно
разделяющего деки - также, как и на
родственном бассу.
Помимо этого, гитара украшена двумя резинотканевыми наклейками - одна на голове грифа, с именем производителя,
и вторая на деке, с названием модели.
Струнодержатель-тремоло, скопированный один в один со ставившегося на гитары фирмы
FRAMUS, позволяет работать
рычагом на понижение и на повышение тона. Незакреплённый на деке бридж состоит из букового основания с
двумя резьбовыми шпильками и крупными регулирующими общую высоту струн шайбами, и металлического корытца
с алюминиевыми сёдлами, позволяющими выставлять мензуру каждой пары струн в отдельности. Небольшие
металлические антабки единые для большинства болгарских электрогитар.
Электроника, смонтированная на пикгарде из оргстекла, окрашенного с оборота чёрной краской, как и у
полуакустического брата
ОRFEUS Рожен состоит из двух
пар синглов "М 358", закреплённых в двух пластмассовых обоймах,
раздельных регуляторов громкости каждой пары, общего регулятора тона и классического разъёма СГ-5. Вопреки
логике, синглы в парах включены в параллель, поэтому отсутствие заземления струн довольно заметно - хотя и
позволяет невозбранно демонтировать пикгард целиком. Любопытный факт: чёрные вставки с логотипом в
овальных отверстиях металлических крышек звукоснимателей представляют собой куски обычной фотоплёнки.
С точки зрения эксплуатации, гитара не вызывает никаких нареканий: гриф удобно лежит в руке, форма корпуса
вполне эргономична, вес инструмента в пределах нормы, а ожидаемый дифферент на гриф вовсе не настолько
выражен, как можно было бы предположить. В плане звука, вопреки ожиданиям, ПИРИН годится не только для
фолковых стилизаций и психоделических вывертов, но и для вполне себе блюз-рокового рубилова и гаражного
протопанка - на перегрузе, естественно. С увеличением гейна читаемость отдельных нот слегка падает, но не
чересчур: сказывается достаточно короткий сустейн. Подытоживая, можно сказать, что ПИРИН - добрая гитара с
мензурой 630 мм и грубоватым, но харизматичным голосом, которую, если честно, чертовски хочется использовать
как шестиструнную.
Данный экспонат, произведённый, судя по ряду косвенных признаков, где-то на рубеже 60-70-х годов, приехал в
МУZЕУМ из далёких Залещиков, и был приведён в порядок питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2012 году.
|