МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Басс РОДЕН

Басс РОДЕН

Басс-гитара, производившаяся Московской экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов в паре с ЭГ ЭЛГАВА. Данная модель была разработана Генрихом Дмитриевичем Коликовым и выпускалась ориентировочно с 1974 по 1981 годы.
Первое, что бросается в глаза - причудливая секирообразная форма деки, отдалённо напоминающая GUILD В-301. Казалось бы, вывод напрашивается однозначный - если бы американская гитара не появилась только в 1977 году, т.е., источники вдохновения московских мастеров следует искать где-то в другом месте. Корпус изготовлен из традиционного столярного блока на основе дерева хвойных пород, вклеенного между двух берёзовых фанерок, и покрыт неожиданно тонким для отечественной электрогитары слоем полиэфирного лака. Гриф из пяти брусков клёна снабжён анкером, регулировочная гайка которого выведена в пятку. Практически плоская накладка изготовлена из груши и размечена дотами со смещением (довольно часто с течением времени, в силу разницы усадки внутренних и внешних брусков, профиль накладки из плоского становится вогнутым). Голова грифа абрисом напоминает зеркально отражённую голову гитары MUSIMA Record. Совершенно архаичный верхний порожек изготовлен из клёна. Колки, снабжённые втулками - стандартные для почти всех отечественных басс-гитар, производства Алапаевского металлургического завода. Гриф крепится к деке четырьмя шурупами, проходящими через жестяной шильдик.
Струнодержатель довольно прост и полностью аналогичен ставившемуся на лишённую вибрато версию ЭЛГАВЫ: один конец металлической пластины П-образного профиля вставляется в прорезь привинченного к деке основания, а на втором конце сделаны пропилы под струны (какое-то время эти струнодержатели выпускались унифицированными для ЭГ и басс-гитар: на одной стороне зацепа 4 пропила, на второй 6). Незакреплённый на деке бридж позволяет регулировать только мензуру и представляет собой вариацию ставившегося на ПЛОВДИВ-басс: профилированный кленовый брусок с пластмассовыми сёдлами. Антабки из алюминиевого сплава достаточно крупные, профилем напоминающие JOLANA'вские.
Схема, смонтированная на пикгарде из искристого целлулоида, состоит из двух звукоснимателей (в разные периоды на РОДЕН'ы ставились Ленинградские датчики для акустики "за 9 рублей", Люберецкие нерегулируемые и Ростовские рельсовые синглы), клавишного селектора звучков на основе обычного осветительного выключателя, раздельных регуляторов громкости, общего регулятора тембра и классического гнезда СГ-5. Ручки потенциометров дюралевые, аналогичные ставившимся на ЭЛГАВУ. Заземление струн не предусмотрено.
С точки зрения эргономики РОДЕН довольно своеобразен: плоская накладка и практически прямоугольный профиль грифа на первый взгляд не кажутся особенно удобными, а довольно крупная дека с солидным рогом и короткая мензура (776 мм) всё же не решают проблему баланса, но эпатажный экстерьер тем не менее перевешивает. Звук у басса характерный советско-винтажный, с преобладанием среднечастотной составляющей, с ясной атакой и не самым длинным сустейном. Главная беда в огромном расстоянии между струнами и датчиками - по крайней мере, в данной комплектации - из-за чего громкостью инструмент совершенно не блещет. Для пост-панка, эстрады и ритм-н-блюза РОДЕН подходит вполне, а вот с более тяжёлыми стилями могут быть нестыковки.

Данный экспонат 1976 года выпуска (не совсем очевидный серийный номер на пятке грифа гласит 2271) был любезно предоставлен МУЗЕУМу Тульсом ЛЮПЕРОМ в 2011 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ