МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


САМАРА Ритм

Электрогитара САМАРА Ритм

Выпускавшийся в 70-х годах прошлого века на Куйбышевской фабрике музыкальных инструментов совершенно мистический комплект гитар, включавший в себя «Соло», «Ритм-соло» и «Бас». Производство не было поточным, каждая гитара изготавливалась на заказ, поэтому, невзирая на то, что очередь была расписана на год вперёд, фабрика выпускала не более 30-40 электрогитар в месяц, общее число их было невелико, и до наших дней, видимо, не дошло ни одного экземпляра (по крайней мере, ни в одной из известных коллекций эти «Самары» не представлены).
Корпус оригинальной формы, больше всего напоминающей хулиганскую свинчатку, или итальянскую GEMELLI 224, изготовлен из фанерованного блока лиственных пород дерева. Буковый безанкерный гриф крепится к деке на немецкий манер двумя винтами, вкручивающимися в замурованные под размеченной белыми пластиковыми точками плоской накладкой футороки. Трёхслойный верхний порожек служит направляющей гребёнкой для нулевого лада. Колковая механика, установленная без втулок – стандартная для тех времён единая планка 1х6 с силуминовыми штоками. Гриф украшен однослойным кантом, голова дополнительно оклеена белым целлулоидом с логотипом «Самара», а по периметру корпуса выбрана декоративная фаска почти в духе гитар фирмы MOSRITE. Поскольку производство было штучным, то в конструкцию и отделку инструментов постоянно вносились изменения: так, скажем, фаски могло не быть, а фантастическая форма корпуса очень скоро трансформировалась в привычные по гитарам MUSIMA обводы. Ранние инструменты красились в различные цвета, но в скорости всё затянул традиционный для советских электрогитар беспробудный траур.
Струнодержатель-тремоло являет собой очередную инкарнацию «восточногерманского Bigsby» (на сей раз смонтированную на основании в форме пентакля), позволяющую работать рычагом как на повышение, так и на понижение строя. Барабан тремоло, несколько неожиданно, изготовлен из дюралюминия. Бридж, точно так же как на пилотном изделии Куйбышевского сталелитейного завода, представляет собой установленное на винтовых стойках с регулирующими высоту шайбами металлическое корытце с деревянным вкладышем с параллельными пропилами, в которых переставляется кусок ладовой проволоки, позволяя таким образом приблизительно юстировать мензуру всех струны вместе. Антабки – небольшие алюминиевые втулки, расположенные на нижнем торце деки и под пяткой грифа.
Смонтированная на пикгарде из искристого пластика схема состоит из синглов (форм-фактором напоминающих ГДРовских звукоснимателей Simeto), сборок осветительных клавишных выключателей, регуляторов громкости и тембра и выходного гнезда СГ-5. Клавиши подключают соответствующие датчики и фиксированные обрезные фильтры. После перехода к более классическим обводам корпуса, сменилась и схемотехника: более поздние экземпляры дублировали в этом плане MUSIMA Eterna.
По воспоминаниям современников, данные инструменты во многом наследовали ГДРовским гитарам – в том числе, и в плане удобства игры и звучания. Вопреки экстраординарной форме, инструмент вполне удобен эргономически, имеет стандартную мензуру 650 мм, имеет достаточно очевидную схему управления и вообще - вызывает положительные эмоции. Стилистически его можно рекомендовать для достаточно широкого спектра музыкальнах течений вплоть до средней степени тяжести. К недостаткам, помимо редкости, можно отнести плоскую накладку и достаточно слабую колковую механику.

Данный экспонат, являющийся репликой гитары «САМАРА-Ритм», изготовлен к сорокалетию с начала выпуска этих инструментов , в 2016 году петербургским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ на основании немногочисленных фотографий и воспоминаний музыкантов, игравших в своё время на оригинальных САМАРАх.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ