Созданный в 1960 году в городе Маркнойкирхене ремесленный производственный кооператив SINFONIA предлставлял собой "зонтичный бренд":
небольшие семейные мастерские и частники-лютнеры изготавливали музыкальные инструменты и сдавали их в общую контору, которая уже
продавала их государственным торговым организациям. Строго говоря, рассматриваемый инструмент можно отнести к продукции SINFONIA
достаточно условно: просто одна из подобных весьма импозантных и приметных электрогитар (в комплект, который изготавливал один из
силезских мастеров, чьё имя пока не удалось разобрать на затёртых скрижалях Истории, входили шестиструнка, бас и 12-тиструнка)
засветилась с логотипом данной фирмы. По слухам эти гитары носили название "Brasilia" (но это не точно).
Первое, что бросается в глаза – несколько непривычная форма корпуса, на поверку оказывающаяся вполне себе традиционной для
немецкого гитаростроения (даже
отечественные лютнеры в советское время порой
следовали этому канону). Деки изготовлены из буковой фанеры, с верхним слоем из шпона красного дерева, а неширокая (около 40 мм)
обечайка – из массива махагона. Поскольку конструкция имеет повышенную нагрузку от 12 струн, верхняя дека усилена бруском шириной
80 мм и толщиной 15 мм. Буковый гриф крепится к корпусу двумя винтами с хвостовиками под квадратный ключ, вкручивающимися в футорки,
ввинченные в пятку. Ладовая пластина выполнена из палисандра и размечена праздничными концентрическими маркерами, продублированными
врезными треугольными метками в канте грифа. Трёхслойный верхний порожек служит направляющей для нулевого лада. Гайка анкера выведена в голову
грифа и прикрыта традиционным целлулоидным лепестком. Сдвоенный комплект раздельных колков RUBNER установлен через шестигранные металлические
втулки – и установлен, надо сказать, довольно криво. Обе деки украшены трёхслойным кантом, гриф и изящные заострённые эфы – однослойным,
лицевая сторона пера грифа оклеена чёрным целлулоидом с аппликацией в форме звезды.
Как выясняется, не только
болгарские мастера мыслили широко: на 12-тиструнную
гитару, и в мирное-то время не отличающуюся стабильностью строя, храбро установлено качельное тремоло, снабжённое солидным рычагом
и привычное нам по ГДРовским инструментам (при этом струны
вставляются в отверстия струнодержателя попарно). Незакреплённый на корпусе эбеновый бридж с пластиковой косточкой позволяет регулировать общую
высоту и мензуру струн. Антабки – также типовые петельки для цепляния карабинов. Инструмент укомплектован навесным
флажком-пикгардом из окрашенного с оборота чёрной краской целлулоида с бронзовым кантом по периметру.
Электрическая схема инструмента представляет собой отдельный наворот: в неё входят три привинченных к деке через целлулоидные
подставки звукоснимателя SIMETO в металлических корпусах с регулируемыми винтами-магнитоводами, блок двухпозиционных ползунковых
выключателей датчиков, собранный на лунообразном верхнем пикгарде, блок регулировок на нижнем пикграде и пластмассовое гнездо под
джек на обечайке. Противу ожиданий, коммутационная карта логична и очевидна: ряд из трёх ближних к струнам потенциометров отвечает за
тембр соответствующих звукоснимателей, а три оставшиеся ручки регулируют их громкость.
Данная "бразильская симфония" представляет собой, как и большая часть подобных нестандартных инструментов, парадоксальный
замес качеств: с одной стороны, это весьма внушительный инструмент с мензурой 650 мм, впечатляющим внешним видом и голосом,
вполне укладывающимся в каноны фолка и психоделического рока. С другой стороны, гитара довольно массивная, с изрядным дифферентом
на голову и определёнными проблемами с настройкой.
Данный удивительный экспонат, построенный где-то в первой половине 70-х годов прошлого века, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ
в 2021 году.
|