МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ТОНИКА (Орджоникидзе)

Электрогитара ТОНИКА (Орджоникидзе)

Классическая отечественная электрогитара, производившаяся ориентировочно в период с 1971 по 1981 годы на Фабрике музыкальных инструментов ТЕРЕК, располагавшейся в городе Орджоникидзе и входившей в МПО "КАВКАЗ". История создания данного инструмента достаточно занимательна: прообразом для него послужил один из ранних макетов РИТМ-СОЛО "Ленинград", высланный Фабрикой им. Луначарского в 1969 году по запросу Свердловской фирмы клавишных инструментов УРАЛ. Свердловчане творчески переосмыслили недоделанный экзерсис ленинградцев, и родили первую инкарнацию Свердловской ТОНИКИ. Её чертежи, в свою очередь, были отправлены на фабрику РОСТОВ-ДОН, входившую в МПО "КАВКАЗ", а оттуда - в Орджоникидзе. При этом Свердловчане довольно быстро внесли в свою гитару ряд улучшений, а "КАВКАЗ"овские лютнеры так и продолжали выпускать её без каких-либо изменений.
Корпус достаточно экзотической формы изготовлен из произвольного набора буковых, ольховых и еловых брусков, скреплённых с двух сторон берёзовой фанерой. Гриф из трёх кусков бука с нерегулируемым компрессионным анкером (регулировочная гайка которого скрыта под накладкой из искристого пластика) на немецкий манер крепится к корпусу двумя проходящими через металлическую пластину винтами, вкручивающимися в замурованный под накладкой металлический стопор анкера. Головки винтов прикрыты жестяным некплейтом с названием предприятия, модели, ценой и т.д., качество печати которого было, вероятно, самым скверным во всём СССР: в настоящее время бoльшая часть ТЕРЕКовских некплейтов представляет собой нечитаемые проржавевшие куски жести с вычеканенным серийным номером. Буковая накладка, фанерованная шпоном красного дерева, маркирована дотами из того же пластика, что и накладка на голове. Колки с силуминовыми валами на одной планке, 1х6, установлены без втулок. В наличии нулевой лад и пластиковый направляющий порожек.
Тремоло, как и у Свердловского прототипа, является точной копией ставившихся на гитары MUSIMA - вибрато барабанного типа на мощном металлическом основании (отличием является упрощённая односоставная цанга крепления рычага, вкручивающаяся прямо в барабан). Бридж, позволяющий регулировать общую высоту струн при помощи звёздчатых гаек и отстраивать мензуру каждой струны в отдельности, укомплектован роликовыми сёдлами не фрезерованными, как у оригинала, из цельного куска латуни, а выгнутыми из металлического листа. Антабки - небольшие металлические грибки с отверстием под вороток, ввинчивающиеся в деку.
Электроника, смонтированная на пикгарде из искристого пластика, состоит из двух синглов в крупных металлических корпусах, с вынесенными за пределы катушки винтами-магнитоводами, пятипозиционным галетным переключателем режимов, двумя громкостями (одна из которых работает только в первом положении варитона) и гнезда СГ-5, установленного на нижнем ребре деки (местоположение гнезда, кстати, единственный указатель на производителя: у Ростовских инструментов оно установлено прямо на углу, а у Орджоникидзевских - между углом и антабкой). Варитон являет собой вариацию немецкого канона (по часовой стрелке): нек, нек + бридж, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, мьют. На более поздних тониках устанавливались Люберецкие звукосниматели.
Если рассматривать данную гитару как музыкальный инструмент, ничего особенного сказать не получится - это нормальная советская электрогитара с мензурой 650 мм, чьи игровые качества во многом зависят от качества изготовления конкретной партии. Она достаточно удобна, хотя будь верхний рог чуть длиннее, баланс получился бы более удачным. Звук несёт отпечаток некоторой "коробчатости", обусловленной высокой посадкой грифа, и лёгкой "мылкости" - за счёт разнесения в датчиках катушки и точки съёма колебаний. Колковая механика не относится к числу самых надёжных в мире, поэтому (в сочетании с громоздким тремоло) со строем возможны некоторые проблемы. В остальном - это вполне работоспособная гитара, обладающая чуть суховатым голосом, пригодным для бита, сёрфа, рим-н-блюза и иных неэкстремальных стилей. С ростом гейна читаемость, вполне ожидаемо, падает.

Данный экспонат, выпущенный в середине 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2013 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ