Классическая советская электрогитара, выпускавшаяся в различных версиях на пяти предприятиях РОСМУЗПРОМ'а. Данная
инкарнация, появившаяся в 1970 году на фабрике клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН, представляет собой близкое к тексту
прочтение
чертежей, разработанных Свердловской
фирмой УРАЛ. Свердловские лютнеры, впрочем, довольно быстро внесли в свои изделия
ряд усовершенствований, а ростовчане в
1972 году передали производство ТОНИКИ Орджоникидзевской фабрике
ТЕРЕК, входившей вместе с РОСТОВ-ДОН'ом в МПО "КАВКАЗ".
Корпус, обладающий оригинальной и запоминающейся формой, восходящей к легендарному
Ленинградскому РИТМ-СОЛО,
изготовлен из традиционного для советских электрогитар наборного щита,
в состав которого в довольно произвольном порядке входили бук, ольха и ёлка, для надёжности скреплённые с обеих сторон
берёзовой фанерой.
Гриф, склеенный из
трёх частей бука, крепится к деке двумя винтами, проходящими через утопленный в корпусе металлический некплейт и ввинчивающимися
в замурованную под накладкой пластину, по совместительству являющуюся стопором не имеющего выхода на поверхность
нерегулируемого компрессионного анкера. Буковая накладка фанерована шпоном красного дерева и маркирована вытянутыми
овалами. Верхний порожек трёхслойный, являющийся направляющей для нулевого лада. Колковая механика производства
фабрики имени Луначарского, 1х6, с силуминовыми штоками, установлена без втулок. Традиционным покрытием для отечественных
электрогитар являлся чёрный полиэфир, однако в начале производства было выпущено некоторое количество красных инструментов.
Тремоло-машинка барабанного типа является точной копией ставившихся на гитары ГДР'овской фирмы
MUSIMA,
за исключением небольших нюансов: гайки, регулирующие высоту бриджа, не круглые, а восьмилучевые, а
цанга крепления рычага представляет собой цельную деталь, ввинчивающуюся в барабан
(к слову, гитары МПО "КАВКАЗ" всегда комплектовались рычагами с белыми ручками, а УРАЛ'овские - с чёрными).
Прикрытый металлической крышечкой бридж также отличается от немецкого выгнутой из листового металла основой
роликовых сёдел, но, как и прототип, позволяет юстировать мензуру каждой струны в отдельности и регулировать их общую
высоту. Антабки - небольшие металлические грибки с резьбой и отверстием под вороток.
Схема гитары, смонтированная на пикгарде из искристого пластика, состоит из двух нерегулируемых синглов с вынесенными за
катушку магнитоводами, галетного переключателя, двух громкостей и гнезда СГ-5, расположенного в очень неудобном месте -
на нижнем ребре корпуса. По положению выходного разъёма можно отличить ТОНИКИ,
произведённые на фабрике РОСТОВ-ДОН (у них гнездо установлено прямо на правом углу нижнего ребра деки) от
Орджоникидзевских
(у которых гнездо расположено между правым углом и антабкой). Распайка варитона представляет собой слегка изменённую
немецкую и позволяет выбрать следующие
варианты коммутации (по часовой стрелке): нек, нек + бридж, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, мьют. Верхняя громкость
работает только в первом положении переключателя, а нижняя - во всех.
Если отвлечься от особенностей отечественного массового производства, то можно сказать, что Ростовская ТОНИКА - вполне
приличная советская электрогитара. У неё классическая мензура в 650 мм, нормальный баланс, вменяемый профиль грифа,
не отягощённая наворотами схема
и оригинальный дизайн. К минусам можно отнести нерегулируемый анкер, слегка мыльный звук датчиков, не всегда надёжно
работающие тремоло и колковую механику. Органы управления позволяют получить четыре контрастных тембра на все случаи
жизни. Возможно, звук гитары слегка суховат и за счёт высокой посадки грифа имеет характерные "коробчатые" призвуки,
но никто не мешает считать это оригинальной эксклюзивной фишкой. В целом, для сёрфа, кантри, софт-рока и даже ветхозаветного
харда ТОНИКА вполне пригодна. Было бы желание.
Данный экспонат, произведённый по совокупности признаков где-то в районе 1970-71 года, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Хранителем генофонда отечественных электрогитар
Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|