МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ТОНИКА (Ростов-на-Дону)

ТОНИКА (Ростов-на-Дону)

Самая ранняя инкарнация ростовской электрогитары ТОНИКА, появившаяся в 1970 году. В теории, данное изделие полностью наследует ранней свердловской ТОНИКЕ, однако, как выяснилось, на этапе запуска инструмента в серию, ростовчане пытались внести некоторые изменения в техпроцесс.
Корпус гитары, имеющий неповторимую форму, изготовлен из произвольного набора бука, ели и ольхи, скреплённого берёзовой фанерой. Буковый гриф – и это первое отличие от канона – не имеет анкера. В связи с отсутствием под накладкой металлической пластины, гриф крепится к деке при помощи двух циклопических шурупов с огромными шляпками. Накладка изготовлена из бука и, в отличие от прототипа, не фанерована шпоном ценных пород, а выкрашена морилкой. Разметка ладов тоже отличается: если у свердловских и поздних ростовских инструментов маркеры представляют собой вытянутые овалы, то здесь мы имеем небольшие аккуратные доты. Направляющий порожек сделан из переклея тонких слоёв целлулоида с явным доминированием центральной чёрной вставки. Колки стандартные, 1х6, с силуминовыми штоками, производства фабрики им. Луначарского.
Позаимствованная у восточногерманских гитар MUSIMA машинка тремоло и позволяет работать рычагом на повышение и понижение строя. В отличие от оригинала и свердловского прототипа у ранних ростовских ТОНИК отсутствуют подшипники в барабане, поэтому надёжность возвращения строя весьма сомнительная. Кроме того, цанговый зажим рычага дублирует свердловский составной – позднее его заменит цельная деталь. Сёдла бриджа, покоящегося на восьмилучевых гайках, регулирующих общую высоту струн, также скопированы со свердловского образца – однако выполнены настолько скверно, что замена их в дальнейшем на гнутые из металлического листа является неоспоримым благом. Антабки – прозаические металлические грибки с резьбовым хвостовиком и отверстием под вороток.
Смонтированная на пикгарде из радостного искристого японского пластика схема инструмента, наследует немецкому канону: два сингла с вынесенными из катушки магнитоводами, пятипозиционный галетный переключатель, две громкости (верхняя работает только в первом положении галетника) и гнездо СГ-5, достаточно неудобно расположенное на нижнем ребре корпуса. Варитон позволяет выбрать следующие режимы работы схемы: нек, нек+бридж, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, мьют. Заземление струн не предусмотрено.
В общем и целом, первый блин ростовских лютнеров получился вполне пристойным: достаточно эффектная электрогитара с классической мензурой 650 мм, нормальным балансом и четырьмя контрастными тембрами на выбор. Безусловно, высокая посадка грифа даёт определённую коробчатость, но можно несколько неожиданно порекомендовать эту ТОНИКУ для бибопа и прочих фьженов.

Данный экспонат, произведённый в 1970 году (серийный номер 141) приехал в МУZЕУМ с исторической родины и был восстановлен питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2019 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ