МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


Свердловская ТОНИКА Бас

Басс-гитара ТОНИКА (Cвердловск)

Предтеча легендарного УРАЛ-басса, выпускавшаяся Свердловской фирмой клавишных инструментов УРАЛ ориентировочно с 1973 года весьма симпатичная басс-гитара, вероятно, одна из самых импозантных во всём Советском гитаростроении.
Корпус, выполненный из традиционного мебельного блока на основе ольхи, формой явно наследует Луначарской басс-гитаре, тем более, что при разработке этой модели, Свердловские лютнеры ориентировались на присланный из Ленинграда образец. Форма, впрочем, далеко не тождественна, и гораздо ближе к Ростовской ТОНИКЕ. Гриф, склеенный из трёх частей (клён-бук-клён), крепится к корпусу двумя винтами через металлический некплейт (на более поздних экземплярах использовалось крепление четырьмя шурупами). Накладка из груши размечена инкрустацией в форме полосок и украшена однослойным белым кантом, в наличии нулевой лад и направляющий порожек. Так же, как и у парной ЭГ, анкер нерегулируемый: натяжная гайка выведена голову и закрыта слоем искристого пластика (на поздних моделях, впрочем, доступ к анкеру имеется). Колки типовые для почти всех басс-гитар в СССР: мощные Алапаевские с металлическими втулками.
Зацеп конструктивно выполнен в виде хромированного кожуха с гребёнкой, намертво привинченного к корпусу четырьмя шурупами. Незакреплённый на корпусе ветхозаветный деревянный бридж позволяет отстраивать общую высоту струн и мензуру (на более поздних экземплярах ставилась хорошо известная нам по классическому УРАЛ-бассу металлическая вариация тюн-о-матика с раздельными роликовыми сёдлами). Нижняя антабка - обычный крупный металлические грибок, отличающийся от своих Ростовских аналогов отсутствием резьбы и отверстия под вороток. А вот верхняя антабка являет собой классический случай торжества отечественной инженерной мысли над стихией: это телескопически выдвигающийся из верхнего рога штырь, призванный таким вот нетрадиционным образом победить силу гравитации и обеспечить инструменту нормальный баланс. И - небезуспешно.
Электроника, смонтированная на пикгарде из того же роскошного искристого пластика но украшенного белой окантовкой и чёрным логотипом, состоит из двух регулируемых по высоте синглов в металлических корпусах, галетного селектора тембров и общей громкости. Схема - всё то же развитие наработок немецких мастеров - пять положений варитона: нек, бридж + нек, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, выключение - плюс общая громкость. Выходной DIN установлен на торце в гораздо более удачном месте, нежели у Ростовских изделий: вы можете спокойно ставить подключённую гитару к стенке.
Если рассматривать Свердловскую ТОНИКУ Бас в качестве музыкального инструмента, можно отметить, что помимо весьма эффектного внешнего вида, она обладает солидным потенциалом: это достаточно эргономичный укороченный (мензура 805 мм) басс, с довольно удобным грифом (хотя и склонным к неповиновению анкеру), неплохим сустейном и вполне убедительным звуком (правда, с преобладанием в спектре СЧ) с четырьмя контрастными тембрами. Для рок-н-ролла, новой волны, олдскульного джазза, лёгкого харда, пост- и просто панка инструмент подходит вполне.

Данный экземпляр, выпущенный в 1974 году и имеющий серийный номер 909, приехал ко мне со своей исторической родины в 2012 году и в восстановлении практически не нуждался.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ