МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


УРАЛ 650А

Электрогитара УРАЛ 650А

Достаточно редкий вид электрогитары УРАЛ, отличающийся от "классического 650-го" некоторым количеством черт, не являющихся, впрочем, вопреки логике, необходимыми и достаточными критериями для его определения - ни по отдельности, ни купно. Единственным универсальным признаком "650А" можно считать некплейт (имеющий, кстати, надпись с грамматической ошибкой). Судя по всему, все УРАЛы первых тиражей, сошедшие с конвейера Свердловской фабрики клавишных инструментов в 1975 году имели в названии индекс "А", обозначающий по советской номенклатуре установочную партию изделий - а в дальнейшем, вплоть до 1977 года, запас таких некплейтов использовался в случае недостатка "обычных".
Корпус инструмента, восходящий генезисом к YAMAHA SG 5, изготовлен из фанерованного ольхового блока. Буковый гриф с фанерованной палисандровым шпоном грушевой накладкой, размеченной крупными пластиковыми дотами, (на первых сериях накладка была изготовлена из эбена, а гриф из клёна) крепится к деке четырьмя шурупами. К числу упомянутых косвенных признаков можно отнести отсутствие канта на грифе. Гайка анкера, по примеру японских гитар выведена в пятку грифа и теоретически доступна для регулировки через небольшое ревизионное окно, прикрываемое некплейтом, но на практике без демонтажа грифа воспользоваться ею нереально. Закрытые колки из хрупкого алюминиевого сплава представляют собой едва ли не единственное действительно слабое звено в оснастке гитары. Для обеспечения стабильного прилегания струн к нулевому ладу на пере грифа установлен треугольный ретейнер.
Тремоло-система, также позаимствованная у дальневосточных лютнеров, при правильной отстройке позволяет работать рычагом в обе стороны (ещё один из возможных признаков серии "А" - плоская латунная крышка вибрато). Бридж, представляет собой роликовую версию тюн-о-матика и позволяет юстировать мензуру каждой струны в отдельности. В отличие от гитар последующих выпусков, здесь шпильки с шайбами, регулирующими высоту бриджа, не вбиты прямо в деку, а закреплены на отдельном металлическом основании, привинченном к корпусу небольшими шурупами. Антабки - металлические грибки, гораздо более низкие, чем те, которые ставились на ТОНИКИ.
Схема, наследующая Ростовской АЭЛИТЕ, смонтирована на пикгарде из японского оранжевого искристого пластика, гармонично сочетающегося с чёрно-зелёным санбёрстом деки, и состоит из трёх намертво привинченных синглов в крупных металлических корпусах с регулируемыми магнитоводами, ставившихся на предыдущую модель Свердловской электрогитары (есть вероятность, что повторное появление литеры "А" на УРАЛах было связано с переналадкой линии, выпускавшей ТОНИКИ, на производство нового типа ЭГ), двух блоков кнопок П2К (левый подключает соответствующие датчики, верхняя кнопка правого обрезает ВЧ некового датчика, вторая - НЧ среднего датчика, нижняя - срезает НЧ бриджевого звукоснимателя, при этом какая-то часть низких частот миддла и бриджа срезается в любом положении), раздельных регуляторов уровня датчиков и мастер-громкости (чёрные пластмассовые ручки-цилиндры, напоминающие уменьшенные колпачки тюбиков клея МОМЕНТ были заменены на капроновые с высокими алюминиевыми колпачками в 1978 году). Ещё одно из отличий от "канонического" УРАЛа - гнездо СГ-5, расположенное на обечайке. В последствии, для упрощения сборки, разъём переехал в полость деки. Заземление струн отсутствует.
С точки зрения эксплуатации, УРАЛ отнюдь не является тем кошмарным жупелом, каким его малюет постсоветское гитарное сообщество - просто, вопреки морфологическому сходству, не надо пытаться использовать его как Stratocaster. Это достаточно удобная в плане эргономики гитара, к недостаткам которой можно отнести высоковато посаженный гриф, что привносит в звучание определённую "коробчатость", слабый выхлоп и не самую очевидную схему. В остальном, этот УРАЛ вполне боеспособен на ниве мод-рока, арт-рока и даже харда. Кроме того, в общем и целом, надо признать, что качество изготовления ранних изделий Уральских лютнеров выгодно отличается от их же валового продукта периода распада СССР.

Данный экспонат 1976 года выпуска приехал ко мне из далёкого Волгореченска в состоянии, мягко говоря, убитом, долго комплектовался недостающими деталями, и был восстановлен питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2013 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ