МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


УРАЛ 650 арт. 422

Электрогитара УРАЛ 650

Легенда отечественного Гитарпрома - знаменитый УРАЛ, выпускавшийся одноимённой Свердловской фирмой по производству клавишных инструментов начиная с конца 1975 года и до самого её закрытия в середине 90-х. Имя этой гитары у нынешних поколений отечественных рокеров стало нарицательным для всех без исключения инструментов не только СССР, но всего Варшавского блока.
Дека из советского мебельного щита на основе буковых брусков, оклеенных берёзовой фанерой, покрыта толстым слоем полиэфирного лака вызывающей психоделичской расцветки. Гриф буковый, трёхкусковый, довольно узкий, с прозаическим белым кантом, крепится к корпусу четырьмя шурупами прямо сквозь деку. Буковая накладка, размеченная крупными белыми дотами, была фанерована декоративным шпоном красного дерева, который в процессе исправления прогиба был сошлифован (между первым и вторым ладом отчётливо видно место склейки накладки). Голова грифа не имеет наклона, поэтому для первых четырёх струн установлен треугольный ретейнер. Гайка анкера выведена в пятку грифа и доступна для регулировки через отверстие в деке, прикрываемое некплейтом (так же, как на многих японских гитарах). Мензура инструмента соответствует заявленной в названии - 650 мм. Колки - эксклюзивные Свердловские, закрытого типа из легко ломающегося силумина.
Бридж - вариация на тему тюн-о-матика, с раздельными роликовыми сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру каждой струны в отдельности, и с возможностью общей регулировки высоты. Тремоло-система загадочного происхождения, явно унаследованная от японского прототипа YAMAHA SG 5. Небольшие аккуратные антабки изготовлены из белого пластика и с течением времени как правило раскалываются.
Схема ЭГ УРАЛ 650 почти полностью беззастенчиво позаимствована у Ростовской АЭЛИТЫ: три сингла (на этой гитаре установлены ранние, без могендавидов, регулируемые по высоте тремя крепёжными винтами), включаемых левым блоком кнопок, правый блок кнопок - фиксированные фильтры (верхняя кнопка - обрез ВЧ некового датчика, вторая - обрез НЧ среднего датчика, нижняя - срез НЧ бриджевого звукоснимателя, при этом какая-то часть низких частот миддла и бриджа срезается в любом положении), регулировка громкости каждого звукоснимателя и общая громкость. Капроновые ручки имеют высокие алюминиевые колпачки. Гнездо СГ-5 установлено в выборке корпуса под пикгардом.
УРАЛ 650, наверное, самая массовая по количеству изготовленных экземпляров, советская электрогитара. По эргономике достаточно удобна, если отвлечься от слишком узкого грифа, и уж точно не обладает приписываемым ей огромным весом. Звучит УРАЛ вовсе не настолько ужасно, как принято считать, хотя довольно блёкло и сухо - если почему-то ожидать от него ТТХ стратокастера. Помимо того, УРАЛ не самым лучшим образом ведёт себя на перегрузе, да и сигнал, гаснущий в навороченных потрохах, довольно слабый. С другой стороны, если ограничить область использования этой гитары сёрфом, реггей или инди, то вполне можно получить яркое и чёткое звучание с хорошей атакой. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов лотерею свойств в зависимости от каждого конкретного экземпляра и общую тенденцию снижения качества с течением времени - более поздние УРАЛы явно уступают ранним.

Настоящий экземпляр 1977 года выпуска (серийный номер 29942), приехавший ко мне из Москвы, восстановлен в 2009 году мастером Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ