МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ВОЛНА

Электрогитара ВОЛНА

Удивительный инструмент, изготовленный специалистами Свердловской фирмы по производству клавишных инструментов УРАЛ приблизительно в 1981 году. Судя по всему, это опытный образец, концепт, к сожалению не пошедший в серию: в настоящее время документально подтверждено существование только двух таких инструментов.
Собственно, сама идея подобного гибрида напрашивается: если басс УРАЛ существовал в двух инкарнациях - с "рогатым" и "лесполовским" корпусами, то почему парная электрогитара была ограничена только "рогатой" версией? Корпус данного инструмента изготовлен из привычного нам елово-ольхового наборного щита, скреплённого берёзовой фанерой и дополнительно украшенного с лицевой стороны шпоном красного дерева. Форма полностью идентична бассовой, но фрезеровки в корпусе совершенно другие. Буковый гриф крепится к деке четырьмя шурупами. Буковая накладка маркирована крупными пластиковыми дотами и забрана белым кантом. Голова грифа не имеет наклона и поэтому укомплектована классическим треугольным ретейнером. Снабжённые втулками колки типовые, уникальные УРАЛовские, но раcположены на две стороны, благодаря чему три из них, наконец-то, оказываются установлены правильным образом, чего лишена модель 650. (Кстати, данная форма головы грифа впоследствии использовалась фабрикой УРАЛ-ЭТЮД на акустических гитарах). Гайка анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа.
Струнодержатель-тремоло (позаимствованный Свердловскими лютнерами у японской YAMAHA SG 5) позволяет работать рычагом на повышение и на понижение строя. Бридж с роликовыми сёдлами даёт возможность отстраивать общую высоту струн и юстировать мензуру каждой из них в отдельности. Антабки - небольшие, пластиковые, легко раскалывающиеся.
Электроника инструмента достаточно любопытна. Она состоит из двух синглов "с могендавидами", установленных в металлических рамках от УРАЛ-басса, двух блоков регулировок, смонтированных на украшенных белым кантом чёрных пластиковых панелях, гнезда СГ-5, врезанного в деку - и солидной активной схемы, питающейся от батарейки типа КРОНА. Инструмент может работать как в активном, так и в пассивном режиме. Назначение органов управление следующее: на верхней панели расположены четыре двухпозиционных ползунковых переключателя, верхние два из которых отвечают за коммутацию соответствующих датчиков, третий включает фиксированный обрез НЧ, а нижний активирует схему эффекта. Две верхние ручки на нижней панели являются регулировками эффекта, а нижняя - мастер-громкостью. К сожалению, на попавшем ко мне экземпляре активная схема, прикрытая с нижней стороны габаритной крышкой из белого пластика с узким чёрным кантом, не функционировала, поэтому в точности определить, каким устройством обработки звука Свердловчане снабдили ВОЛНУ нельзя - однако, судя по девяти ОУ 553УД2 можно предположить, что это либо фленджер, либо фазер.
Вопреки определённому изначальному скепсису, вынужден признать: ВОЛНА - очень удачный инструмент, возможно лучший, изготовленный УРАЛовскими мастерами. Он очень удобен, хорошо сбалансирован, ладен и эстетичен. Регулировки, доступные в пассивном режиме, позволяют нарулить почти любое звучание - в отличие от классического УРАЛа, в голосе ВОЛНЫ нет характерной коробчатости и резкой верхней середины: звук полноценный, густой и с хорошим сустейном. В принципе, ВОЛНУ можно рекомендовать для любой музыки, рассчитанной на гитару с синглами - от сёрфа до хард-рока. Безумно жаль, что этот инструмент не пошёл в серийное производство, а изготовить его из грифа от 650 и деки от 510 не получится: фрезеровки бассового корпуса таковы, что гитарный бридж приходится аккурат на отверстие под нижний звукосниматель басса.

Данный уникальный экспонат из собрания московского коллеги по sovietguitars.com был восстановлен Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ и любезно предоставлен МУZЕУМ'у в 2014 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ